Оружие века: вертолеты

До 1960-х годов военные вертолеты представляли собой исключительно модифицированные версии гражданских аппаратов. К винтокрылым машинам стали относиться серьезно, после того как Bell UH-1 «Ирокез» на деле продемонстрировал их эффективность в ходе боевых действий во Вьетнаме.
Оружие века: вертолеты

Самый быстрый: Lockheed AH-56 Cheyenne

Страна: США

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый полет: 1967

Длина: 16,66 м

Диаметр несущего винта: 15,62 м

Высота: 4,18 м

Двигатель: турбовальный GET64, 3925 л.с.

Максимальная скорость: 393 км/ч

Потолок: 6100 м

Вооружение: носовая турель с 40-мм гранатометом М129 или 7,62-мм пулеметом XM196, основная турель с 30-мм пушкой XM140, ракеты Mk4 (70 мм), самонаводящиеся ракеты BGM-71

Вертолет мог действовать на низких скоростях и высотах, обеспечивать надежную поддержку пехоты и транспортной авиации.

С появлением транспортника Boeing-Vertol CH-47 «Ирокез» оказался бессилен как сопровождающий: могучий «Чинук» был намного быстрее своего ангела-хранителя. Гражданскому UH-1, обряженному в военную форму, не хватало скорости, запаса хода, огневой мощи, продвинутых прицельных систем. К 1962 году армия США созрела для объявления тендера на разработку специального ударного вертолета. Через четыре года победитель конкурса Lockheed получил контракт на поставку десяти демонстрационных образцов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Формально «Шайенн» не вертолет. Он относится к классу винтокрылов, ибо помимо несущего и стабилизирующего винтов имеет еще и толкающий пропеллер. На скоростях, близких к максимальной (по некоторым источникам, «Шайенн» мог превысить скорость в 400 км/ч), менее 20% подъемной силы создавалось несущим винтом. Аппарат удерживали в воздухе небольшие крылья, расположенные по бокам от фюзеляжа. Горизонтальная тяга создавалась толкающим пропеллером. В отличие от обычных вертолетов, сильно наклоняющихся вперед при движении на высокой скорости, «Шайенн» мог удерживать горизонтальное положение, тем самым снижая лобовое сопротивление. Ручка общего шага была поворотной, как на мотоцикле. С ее помощью пилот управлял шагом толкающего пропеллера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На прототипы «Шайенн» устанавливался уникальный бесшарнирный несущий винт. Традиционная конструкция втулки винта предусматривает наличие горизонтальных шарниров, которые позволяют лопастям совершать маховые движения вверх-вниз, и вертикальных шарниров, задающих опережение или отставание лопасти. Шарниры снижают нагрузки на лопасти и позволяют им занять естественное положение под действием центробежной силы, но отрицательно сказываются на управляемости машины, позволяя винту «гулять» относительно фюзеляжа. На AH-56 лопасти крепились к втулке посредством специальных упругих элементов. Они удерживали нагрузки на лопастях в приемлемых рамках и в то же время делали конструкцию намного жестче. Автомат перекоса располагался над лопастями и был совмещен с гироскопическим стабилизатором. Управляющие тяги были спрятаны внутри оси несущего винта, а механизм приводов рукояток содержал пружины, сводящие к минимуму передачу вибраций на органы управления. В результате уникальные летные качества «Шайенна» сочетались с относительной простотой пилотирования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пилот и стрелок располагались в просторных бронированных кокпитах. Пилот, сидящий выше, мог вести огонь с помощью инфракрасной системы наведения, встроенной в шлем. Кресло стрелка, сидящего впереди, было интегрировано в систему наведения и вращалось синхронно с основной турелью XM-52 (30-мм пушка со скорострельностью 450 выстр/мин). Пьедестал вращался вместе с перископом, приборами и большим дисплеем-картой. В носовой турели устанавливался 40-мм гранатомет или 7,62-мм пулемет Minigun. Шесть узлов подвески вооружения позволяли вертолету нести до 907 кг дополнительного боекомплекта.

Уникальный бесшарнирный винт AH-56 сыграл с ним злую шутку. 12 марта 1969 года пилот Дэвид Бейл, отключив системы безопасности, должен был спровоцировать циклические колебания лопастей. Жесткость упругих элементов оказалась недостаточной, чтобы выдержать резонанс. Лопасть пробила фонарь и убила пилота, вертолет потерпел крушение. Для военных эта катастрофа стала поводом, чтобы дать задний ход. Машина была еще не готова к запуску в серию, а фронт очень нуждался в вертолетах. Кроме того, армии был не нужен столь дорогой и сложный в обслуживании вертолет. Место «Шайенна» заняла скромная «Кобра» AH-1, построенная на базе того же «Ирокеза». По боевым качествам она не могла сравниться с AH-56, зато ее можно было починить, разобрав на свалке старенький Bell.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый маневренный: Ка-50 «Черная акула»

Страна: СССР

Первый полет: 1982

Взлетная масса: 9800 кг

Двигатель: турбовальный, 2700 л.с.

Максимальная скорость: 315 км/ч

Потолок: 5500 м

Соосная схема несущих винтов позволяет «Черной акуле» выполнять фигуру высшего пилотажа под названием «воронка»: сохраняя наведение на цель, вертолет движется вокруг нее в боковом скольжении с постоянным отрицательным углом тангажа до 35 градусов. Маневр выполняется со скоростью до 180 км/ч и обеспечивает длительное наведение на цель с одновременным уклонением от ПВО противника. Во время одного из испытательных полетов Ка-50 продемонстрировал способность зависать на одном месте в течение 12 часов. На вертолетах традиционной схемы это было бы невозможно из-за быстрого утомления пилота, вынужденного постоянно вручную стабилизировать машину. Наконец, «Черная акула» способна продемонстрировать в небе «мертвую петлю».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый первый: Flettner FL 265

Страна: Германия

Первый полет: 1939

Взлетная масса: 1000 кг

Двигатель: поршневой 7-цилиндровый, 160 л. с.

Максимальная скорость: 160 км/ч

Использовать вертолеты на войне впервые решились военно-морские силы Германии во время Второй мировой. Экспериментальный одноместный Fl 265 с двумя пересекающимися 12-метровыми винтами базировался на кораблях в Средиземном море и на Балтике. Его задачей было обнаружение вражеских подлодок с воздуха. Легкие вертолеты могли брать на борт небольшие глубинные бомбы или светящиеся маркеры, а также нести носилки с ранеными, подвешенные на стропах. Всего было выпущено шесть Fl 265. В 1942 году его сменил Fl 282 «Колибри» с открытой кабиной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый большой: Ми-26

Страна: СССР

Первый полет: 1977

Взлетная масса: 49650 кг

Двигатель: два турбовальных по 10440 л.с.

Максимальная скорость: 295 км/ч

Потолок: 6500 м

Работая над Ми-26, конструктор Марат Тищенко стремился создать вертолет, способный переносить груз больше собственного веса. Ми-26 — самый крупный и самый мощный серийный вертолет в мире. По расчетам в военно-транспортном варианте он может принять на борт 60 носилок с ранеными или 80 полностью экипированных десантников. На практике же Ми-26 приходилось транспортировать до 150 человек. В октябре 1999 года вертолет на внешнем подвесе перевез 25-тонный блок льда с 23 000-летним мамонтом, найденным в вечной мерзлоте Сибири.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый скрытный: Boeing/Sikorsky RAH-66 «Команч»

Страна: США

Первый полет: 1996

Взлетная масса: 4806 кг

Двигатель: два турбовальных по 1432 л.с.

Максимальная скорость: 324 км/ч

Потолок: 4566 м

Практически все элементы конструкции разведывательно-ударного «Команча» подчинены единой цели — сделать вертолет невидимым и бесшумным. Плоские внешние поверхности фюзеляжа, выполненные по технологии стелс, частично выполнены из композитных материалов со специальными радиопоглощающими покрытиями. Ракеты размещаются вдвух скрытых боковых отсеках внутри фюзеляжа. В фюзеляж убирается и 20-мм пушка XM301. Было построено всего два прототипа «Команча»: военные решили, что в разведку проще посылать беспилотники, и закрыли программу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый массовый: Ми-8

Страна: СССР

Первый полет: 1965

Характеристики модификации Ми-8Т

Взлетная масса: 11100 кг

Двигатель: два турбовальных по 1500 л.с.

Максимальная скорость: 260 км/ч

Потолок: 4500 м

Начиная с июля 1961 года было выпущено более 17000 вертолетов Ми-8 иего модификаций. Машина эксплуатируется более чем в 50 странах мира, в том числе в США, Китае, Индии, Венесуэле, ЮАР. Вертолет используется как транспортный, десантный, медицинский, машина радиоэлектронной борьбы, минный заградитель, летающий командный пункт. Популярность Ми-8 вполне оправдана. Современные модификации этого неприхотливого и надежного вертолета по-прежнему бьют рекорды. В частности, в прошлом году Ми-8 с новыми двигателями от «Мотор Сич» поднялся на высоту 8100 м за 13 минут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый эффективный: AH-54 «Апач»

СТРАНА: США

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ: 1975

Взлетная масса: 6552 кг

Двигатель: два турбовальных по 1695 л.с.

Максимальная скорость: 293 км/ч

Потолок: 6400 м

«Апач» — основной ударный вертолет армий США, Великобритании, Израиля, Японии и других стран. Это одна из немногих винтокрылых машин, которым довелось играть первую скрипку в реальных боевых действиях наших дней. Именно AH-64 нанесли первый удар в операции «Буря в пустыне». «Апач» играл одну из главных ролей на войне в Ираке с 2003 по 2010 год. Залог успеха AH-64 — сочетание надежной конструкции, тепловой маскировки, системы шумоподавления (за счет двух стабилизирующих винтов, расположенных под разными углами), мощной аппаратуры ночного видения и наведения на цель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый универсальный: Ми-24

Страна: СССР

Первый полет: 1969

Взлетная масса: 10500 кг

Двигатель: два турбовальных по 2800 л.с.

Максимальная скорость: 340 км/ч

Потолок: 4500 м

Ми-24 по прозвищу «Крокодил» стал первым специализированным боевым вертолетом в СССР и вторым в мире после американского AH-1 «Кобра». В отличие от двухместной «Кобры», Ми-24 воплотил в себе концепцию «летающего БМП»: в его средней части располагалась грузовая кабина, в которой можно было транспортировать восемь человек. «Крокодил» мог высадить десант и самостоятельно обеспечить ему огневое прикрытие. Однако принцип «летающего БМП» не оправдал ожиданий: в большинстве случаев вертолет использовался как ударный, таская грузовой отсек мертвым грузом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый умный: Boeing A160 «Колибри»

СТРАНА: США

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ: 2002

Взлетная масса: 2948 кг

Двигатель: турбовальный 572 л.с.

Максимальная скорость: 258 км/ч

Потолок: 9150

Самое слабое звено современного вертолета — это пилот. Без него винтокрылые машины могут летать выше, дальше, быстрее. Разведывательный беспилотник «Колибри» способен летать круглые сутки на высоте более 9000 м. Аппарат не управляется с земли, а самостоятельно принимает решения по маршруту в соответствии с боевыми задачами. Правда, пока что Boeing A160 — это лишь прототип будущей военной машины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый легендарный: Bell UH-1 «Ирокез»

Страна: США

Первый полет: 1956

Характеристики модификации UH-1D

Взлетная масса: 4100 кг

Двигатель: турбовальный 1100 л.с.

Максимальная скорость: 217 км/ч

Потолок: 5910 м

«Ирокез» принял свой первый бой в 1962 году во Вьетнаме, став одним из ярчайших символов этой войны. С тех пор было произведено более 16000 UH-1 (он же «Хьюи») различных модификаций — некоторые из них по сей день стоят на вооружении многих армий мира. Кроме боевых заслуг «Ирокез» может похвастаться впечатляющей актерской карьерой. Вертолет оказался в центре внимания в картине Мела Гибсона «Мы были солдатами», блистал в боевике «Зеленые береты», засветился в фильмах «Апокалипсис сегодня», «Бриллианты навсегда» и даже в сериале Star Trek. Ни один фильм о войне во Вьетнаме не мог бы обойтись без старого доброго «Хьюи».