Катера-беспилотники

Катера-беспилотники

Израиль — это очень маленькая страна, которая опирается на очень большие кулаки. Ее военное оснащение может дать фору России и США. В последнее время в прессе появились фотографии нового ноу-хау Израиля — беспилотных лодок Protector компании Rafael, патрулирующих береговое пространство Сирии, Ливана и даже Ирана. Редакция «ПМ» решила разобраться в теме беспилотных морских боев.

Беспилотные катера — довольно старая идея. Первым про перспективы военных катеров-дронов написал еще Никола Тесла в книге «Мои изобретения» (1921). «Их обязательно будут строить, они будут действовать, опираясь на собственный интеллект, и их появление произведет революцию в военной сфере…» — писал он. Насчет интеллекта великий ученый, конечно, погорячился (хотя кто знает, что ждет нас в будущем), а вот остальное предсказал совершенно правильно.

Краткое введение в тему

Никола Тесла не был голословным идеалистом. Он запатентовал собственное изобретение под названием «Методы контроля и управляющие устройства для радиоуправляемых плавательных средств и колесных экипажей». Более того, он изготовил опытный экземпляр лодки-дрона. Лодка длиной 1,8 м была оснащена электромотором с аккумулятором, приемным устройством для радиосигналов и осветительной системой. Никакой «начинкой» Тесла ее не снабдил, намереваясь продать дрон военному министерству для использования в качестве брандера. То есть лодка, по идее Теслы, загружалась динамитом и могла потопить вражеский корабль подобно торпеде. Правительство идею ученого отвергло — и зря.

Rafael Protector (Израиль). Длина: 9 м // Двигатель: дизель // Скорость: 50 узлов (92,6 км/ч) // Навигация: радар, GPS и INS (инерциальная навигация) // Вооружение: автоматическая система Mini Typhoon, позволяющая установить пулемет калибра 7,62 мм или 40-мм гранатомет. Израильская разработка представляет собой беспилотный катер. К основным достоинствам «защитника» относится высокая маневренность и возможность работать с широким спектром стратегических задач, не подвергая опасности личный состав. В первую очередь protector рассчитан на выполнение антитеррористических миссий; он способен самостоятельно обнаружить, идентифицировать и поразить цель в рамках заданных исходных данных.

К теме беспилотных плавсредств вернулись во время Второй мировой войны — конечно, не обошлось без немецкого технического гения. Довольно известным немецким дроном тех времен была самоходная мина «Голиаф», управляемая на расстоянии и способная нести до 100 кг взрывчатых веществ. В 1944 году были изготовлены и первые радиоуправляемые брандеры Ferngelenkte Sprengboote. Правда, до широкого их использования дело не дошло.

Собственно, предвоенные настроения и сама война подстегнули развитие темы «бесчеловечного» оружия. В СССР вовсю шли опыты по разработке телетанков, а в советско-финской войне телеуправляемые модели ТТ-26 и ТУ-26 даже использовались в боевых действиях. Основной проблемой телетанка была практическая невозможность обеспечить прицельный огонь. В то же время в Канаде разрабатывали телеуправляемую торпеду Comox, в США и Франции тоже шли работы по созданию беспилотных ракет и торпед.

Elbit Silver Marlin (Израиль). Длина: 10,67 м // Вес платформы: 4000 кг // Полезная нагрузка: 2500 кг // Максимальная скорость: 83 км/ч // Длительность бесперебойной работы: 24 часа // Система лазерного наведения: обнаружение небольшой лодки — 6 км, обнаружение крупного корабля — 16 км, обнаружение самолета: 15 км // Дальность: 800 км // Вооружение: 7,62-мм пулемет, способность стрелять в движении. Беспилотный катер Elbit Silver Marlin способен в автономном режиме патрулировать территорию радиусом до 500 км. Назначение «Серебряного марлина» может быть самым разным. Это разведка, наблюдение и рекогносцировка; охрана транспортных судов от террористической и пиратской угрозы, обнаружение и ликвидация морских мин, поисково-спасательные операции. В это можно поверить: Elbit Systems на сегодняшний день является ведущей мировой компанией по производству беспилотных платформ.

В 1950-х, в период холодной войны, работы не прекращались ни на минуту. Разработка американскими военными удачного телеуправляемого минного трала Drone в 1954 году подстегнула военное министерство США к созданию ряда беспилотных плавательных аппаратов, предназначенных для тех же целей на воде: «Высокоскоростной маневренный морской минный трал», а также проекты QST-33, 34, 35A Septar. Радиоуправляемые лодки для разминирования строились также в Дании (Stanflex-3000), Японии (класс «Хатсушима»), Швеции (Sam-II ACV), Великобритании (Rim) и Германии. Итак, начало было положено. Попытаемся проанализировать, как обстоят дела на рынке беспилотных военных кораблей сегодня.

Американская мечта

Ведущими разработчиками и производителями беспилотных военных катеров на сегодняшний день являются США и Израиль. И в той и в другой стране действует ряд программ, направленных на создание и совершенствование дронов. Самым серьезным из американских представляется проект Draco, с 2006 года разрабатываемый компанией General Dynamics Robotic Systems (GDRS). Draco был задуман как мультиплатформа для ряда беспилотных средств, позволяющих выполнять миссии различного характера.

Seafox (Сиэтл, США). Беспилотный катер Seafox разработан компанией Northwind Marine для целей наблюдения и патрулирования. Надувной катер с алюминиевым каркасом достаточно компактен (5 м в длину) и легок, его можно транспортировать в ограниченном пространстве трюма корабля-матки и разворачивать в считанные минуты. Kонтрольная система Guidance System была разработана специалистами Northwind Marine для управления любых беспилотных транспортных средств — как водных, так и сухопутных. Есть и вторая модификация катера — Seafox Mark II, оборудованный посадочными местами для четырех пассажиров. Он тяжелее, чем Mark I, и предназначен для спасательных миссий. На иллюстрации — Seafox Mark I.

В настоящий момент на базе Draco USV System разработано четыре типа беспилотных катеров: опускаемый гидролокатор, буксируемый гидролокатор, универсальная «рабочая лошадка» и ракетный катер. Правда, последний пока не изготовлен «в металле», а существует лишь в проектном варианте.

Управление любым из катеров может осуществляться различными методами в зависимости от условий окружающей среды и боевой обстановки. Во‑первых, это радиоуправление в прямой видимости (как игрушечной машинкой), во‑вторых, управление через спутник, и наконец, управление посредством беспилотного самолета, который служит высотными «глазами» робота. Draco приводится в движение двумя силовыми агрегатами Yanmar 6LY3A-STP, совмещенными с жидкостными реактивными двигателями Kamewa FF310, — подобным оборудованием оснащены гоночные глиссеры. Программное обеспечение и многочисленные датчики позволяют катеру автоматически обходить препятствия, а также предупреждать оператора об изменении забортной ситуации. Помимо всего прочего, модульное построение Draco — как у конструктора Lego — предусматривает установку более совершенных систем управления и вооружения, когда они будут разработаны.

SAM 3 (Швеция). Третьей страной — производителем водоплавающих дронов после Израиля и США можно назвать Швецию. Одна из крупнейших в мире кораблестроительных компаний Kockums с 2002 года разрабатывает и испытывает беспилотные лодки серии Piraya (пиранья). «Пираньи» — маленькие и легкие, всего 300 кг весом и 4 м длиной — предназначены для использования в разведывательных, а не в боевых целях (хотя и оборудованы легкими пулеметами). На той же технологической базе kockums серийно производит уже принятые на вооружение дроны — минные тральщики SAM 3. Первый SAM был разработан еще в 1982 году, а современная модель — это торжество военных технологий. По принципу действия SAM 3 ничем не отличается от обычного минного тральщика с человеческой командой. Зато он полностью автоматизирован, способен самостоятельно находить и собирать морские мины, при этом не подвергая людей риску.

Компания Marine Robotics Vessels International (MRVI) на выставке в Абу-Даби в 2007 году представила 6,4-метровый беспилотный катер Interceptor-2007. В отличие от «рабочей лошадки» Draco, катер MRVI в первую очередь предназначен для выполнения различных миссий на высоких скоростях. Заявленная максимальная скорость беспилотника, 87 км/ч, — довольно серьезный показатель для воды, причем производитель утверждает, что это только начало. Interceptor предназначен для выполнения разведывательных функций, а также для охраны крупных транспортных кораблей. В последнем случае он может быть оборудован водяной пушкой или нелетальным оружием, например световыми даззлерами. Правда, в подобных утверждениях таится некоторое лукавство. Если «Интерсепторы» пойдут в серию, их вооружение скорее всего будут составлять боевые пулеметы или ракетные установки.

Некоторые успешные с первого взгляда проекты так и остались нереализованными по причине серьезной конкуренции между разработчиками. Заказчик у всех один — US Navy, и если военно-морское ведомство отказывается от финансирования проекта, он попросту закрывается.

В 2005 году американская компания international разработала и широко разрекламировала систему, позволяющую превратить практически любую лодку подходящих размеров в беспилотный разведывательный аппарат. Комплект включал в себя микрофоны, видеокамеры, радары, гидролокатор, систему глобального позиционирования, оборудование для оператора и соответствующий софт. В первую очередь разработка была направлена против распространения пиратства в прибрежных водах азии и африки. Отличная идея оказалась нежизнеспособной — производство системы было свернуто.

Примером может служить беспилотный катер Spartan Scout компании Radix Marine. Он был разработан еще в 2002 году и постоянно дорабатывался — вплоть до последнего времени. Катер длиной 11 м был оборудован радаром и системой видеокамер, а также электрооптической системой прицеливания при необходимости установки на него оружия. Предполагалась установка 13-мм пулеметов AGM-114 Hellfire или ракетной системы FGM-148 Javelin. В 2003 году был изготовлен первый опытный образец Spartan, очень простой в обращении и обладающий высокой степенью автономии: с борта крейсера «Геттисберг» его спустила команда всего из двух человек. Radix Marine спроектировала и изготовила два образца грузоподъемностью 2267 и 1360 кг; испытывалась более крупная версия. Катер зарекомендовал себя неплохо, но военное министерство по какой-то причине прекратило активную поддержку проекта. На сегодняшний день даже сайт компании исчез из интернета, судьба катера неизвестна.

Если забыть о многочисленных проектах, которые затормозились на стадии разработки, стоит отметить еще одну компанию, которая довела свой беспилотный катер до воплощения в металле. Это Boston Whaler — известный производитель туристических яхт и катеров. Совместно с еще несколькими производителями электроники и радиолокационного оборудования в 2008 году Boston Whaler представила публике две модели беспилотных катеров под маркой материнской компании Brunswick. В первую очередь производитель стремился заинтересовать новинкой военных, но пока что результатов этот эксперимент не принес. А лодки вышли, кстати, красивые.

Дети Израилевы

Лидирующая израильская компания по производству оружия — Rafael Advanced Defense Systems Ltd, созданная более 60 лет назад как подразделение министерства обороны, а в 2002 году ставшая самостоятельной компанией. Rafael производит боеголовки, торпеды, наземную технику, компьютерные системы обнаружения — все, чего душа милитариста пожелает. В 2007 году компания запустила в серийное производство беспилотный катер Protector («Защитник»). На сегодняшний день это единственный в мире беспилотный боевой катер, который выпускается промышленными сериями и официально стоит на вооружении.

OWL MK II (США). Беспилотный катер, разработанный американской компанией Wamilton. В отличие от своих более продвинутых конкурентов, Owl («Сова») требует обязательного операторского контроля. Радиус удаления от оператора — порядка 15 км. На конец 2010 года запланирована демонстрация «Совы» министерству обороны США. Длина Owl — 3 м, ширина — полтора. Основное предполагаемое назначение беспилотника — транспортировка видеокамеры, сонара или подслушивающего устройства, то есть разведывательные цели. Скорость катера — до 40 узлов (75 км/ч). На сегодняшний день разрабатывается более совершенная конструкция катера, способная получать команды со спутника и не нуждающаяся в операторе, который «прячется где-то рядом».

Protector проектировался как антитеррористическая платформа с очень высоким уровнем автономии. В идеале человек вообще не должен принимать участие в работе «Защитника», максимум — контролировать десяток катеров одновременно, поглядывая на мониторы и на данные телеметрии. В открытом море катер, конечно, воевать не может, но для береговых и речных операций он представляется идеальным оружием. «Защитник» оснащен электрооптической системой прицеливания (ноу-хау Rafael) и тяжелым 7,62-мм пулеметом Mk 49 Typhoon, установленным на шарнирной опоре. Катер может самостоятельно выбирать цели и уничтожать их, но чаще всего пулемет контролируется оператором-человеком независимо от «Защитника». На сегодняшний день компания успешно торгует «Защитниками»: катера приобретены не только армией Израиля, но также вооруженными силами Сингапура и военно-морским ведомством США. Надо отметить, что американцы принимали участие в разработке Protector — в частности, определенную помощь оказывала компания Lockheed Martin.

В связи с постановкой «Защитника» на конвейер в мировом сообществе возникли многочисленные споры и дебаты. Основным вопросом была ответственность за оружие, установленное на катере, и за возможные жертвы в случае его успешного использования. Кто будет виноват: пилот катера, оператор пулемета, командир отряда дронов, производитель катера? А может быть, никто? Ведь в автоматическом режиме катер сам принимает решение, атаковать или нет. Вопрос до сих пор остается нерешенным. Впрочем, Protector за два года работы пока что никого не убил, поэтому прецедентов не возникало. В США «Защитников» пока просто испытывают, не торопясь ставить новинку на вооружение.

Помимо «Рафаэля» еще несколько израильских компаний разработали свои проекты беспилотных катеров. Отдельно стоит отметить компанию Elbit, представившую в 2007 году автоматическую лодку Silver Marlin. Собственно, от Elbit подобной разработки ждали гораздо скорее, нежели от Rafael. Все-таки Elbit специализируется на беспилотных летательных аппаратах — многоцелевые и разведывательные БПЛА этой компании пользуются неизменным успехом на выставках и спросом.

Silver Marlin уже на конвейере, хотя заказов у Elbit не так и много. Десятиметровая лодка предназначена для выполнения заданий по патрулированию, обнаружению и уничтожению различного рода целей, защиты от пиратства и террористов, также есть противоминные и спасательные модификации. Дальность хода лодки — 500 км; она оборудована 7,62-мм пулеметом и лазерной системой прицеливания. Обнаружение другого корабля возможно на расстоянии порядка 15 км. В чем причина меньшей известности Silver Marlin? В законах рынка. Компания Rafael просто раньше успела продвинуть свою разработку.

Кому нужны беспилотники?

Охватить весь современный рынок беспилотных боевых катеров в одной статье просто невозможно. В принципе, практически все разработки похожи как две капли воды, причем от патента Тесла столетней давности они ушли только за счет развития компьютерных систем и технологий. Ничего революционно нового не появилось.

Кому могут понадобиться беспилотники, и почему военные ведомства так неохотно обращаются к этой теме? На этот вопрос с изрядной долей скепсиса ответил Стивен Филлипс, управляющий директор британской компании Autonomous Surface Vehicles: «Честно говоря, сегодня нет необходимости в использовании дорогостоящих беспилотных катеров. Зачем придумывать велосипед, если патрулирование гораздо качественнее выполняют катера, экипированные профессиональной командой? Для нужд пассивной обороны их вполне достаточно. Да, конечно, есть необходимость в радарах, камерах наблюдения — но их можно разместить и на берегу. Беспилотные катера понадобятся в случае начала серьезных боевых действий и реальной опасности для человеческой жизни, но пока ситуация стабильна, они могут ждать в запасе…»

Подхватят ли инициативу Израиля другие государства, сказать сложно. Сингапур уже закупил ряд смертоносных беспилотников. Соединенные Штаты к этому готовятся, а вот про остальных практически ничего не слышно. Хотя существование «первых ласточек» — Rafael и Elbit- позволяет предположить, что у морских боев без участия человека большое будущее…

Статья «Беспилотная смерть» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2010).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.