Американские ВВС меняют структуру под натиском новой революции — перехода на беспилотную авиацию. А отвечая на давление военного, политического и финансового кризисов, Пентагон готов передоверить роботам такие задачи, которые еще недавно было бы трудно себе представить.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Heron (в переводе на русский — «Цапля»), подобно своему болотному собрату, обладает острым зрением, достойным охотника. Сейчас этот израильский беспилотник длиной 8 м совершает уникальный полет над территорией Соединенных Штатов. С помощью видеокамеры высокого разрешения он следует за моторной лодкой, которая несется по реке Патуксент в штате Мэриленд. Эта камера вместе с тепловизором и лазерным дальномером установлена внутри сорокасантиметровой сферы, закрепленной под носом аппарата. Камера автоматически следит за лодкой, а самолет повторяет ее маршрут — все это без всяких джойстиков с передачей команд управления от оператора через спутник на самолет. На реке Патуксент команда береговой охраны в патрульном катере следит за координатами преследуемой моторки, получая с беспилотника видео-картинку в режиме реального времени.

В нескольких километрах от места испытания израильского беспилотника сотни зрителей видят изображение с камеры на большом цветном телеэкране. Среди них официальные лица из минобороны, представители ВПК и просто фанаты военной авиации. В Вебстер-Филд, на запасном аэродроме морской авиации в Мэриленде, буквально яблоку негде упасть. Heron — один из дюжины беспилотников, совершающих демонстрационные полеты. Когда кто-то из них проносится над головами гостей, диктор описывает его достоинства с энтузиазмом балаганного зазывалы.


Военно-воздушные силы нового типа — наличие пилота не обязательно

В военной авиации США планируется создание целого парка беспилотных самолетов, которые смогут участвовать в боевых действиях без вмешательства человека. Предполагается создание самолета следующего поколения (примерно такого, как изображен на иллюстрации), способного подавлять вражеские радары, использовать различное снаряжение для выполнения разных задач, с помощью множества бортовых датчиков уклоняться от столкновений с другими беспилотниками и обычными самолетами.

На большом экране публика видит, как две лодки сходятся на речной глади и команда береговой охраны завершает демонстрационную операцию перехвата. Беспилотник, сделав свое дело, закладывает крутой вираж и ложится на обратный курс. Самолетик аккуратно, без посторонней помощи садится и, сбросив скорость, уходит с полосы по рулежной дорожке.

Сегодня — парад летающих роботов. Одно из подразделений компании Textron демонстрирует аппарат, который пытается продать Корпусу морской пехоты, — с размахом крыла 3,6 м и толкающим пропеллером, установленным между фюзеляжем и перевернутым V-образным килем. Его можно запускать с движущегося автомобиля, а в момент приземления ловить растянутой сетью. Сухопутным войскам США тоже есть чем похвастаться — это MQ-8B Fire Scout, беспилотный вертолет весом почти 1,5 т. Это первая армейская ласточка, и скоро она сможет разглядывать сверху поле боя в поисках химического оружия, минных полей или вражеских радиопередатчиков. Еще одна новинка, которая пока еще не летает, но полноправно может считаться звездой ярмарки, — военно-морская «беспилотная боевая авиасистема», обтекаемый аппарат, построенный по системе «летающее крыло». Его воздухозаборник, устроенный там, где должно быть лобовое стекло кабины пилота, выглядит как издевка. Аппарат стоит на поле в позе отдыхающей птицы, а его консоли крыла с размахом в 9 м сложены для большей компактности при хранении в подпалубных ангарах авианосца. Уже этим летом предполагается его испытать на автономных взлетах и посадках на палубу.

Изобилие интересных аппаратов и толпы восторженной публики могут легко отвлечь от удивительного факта: на этом мероприятии отсутствует главный, казалось бы, гость — ВВС США. Среди всех выстроившихся на взлетной полосе летательных аппаратов нет ни одного, который был бы разработан специально для военно-воздушных сил или оказался бы в распоряжении военных авиационных специалистов.

Перспективный план на сорок лет вперед

Беспилотная авиация — самое крупное достижение в военной авиации со времен технологии Stealth, и в этом году руководство ВВС активно расширяет парк беспилотных аппаратов. С другой стороны, и по сей день остались нерешенными вопросы, как в будущем повышать эффективность этого совершенно нового оружия. Начальник штаба ВВС генерал Нортон Шварц сформулировал проблему так: «На сегодня развитие боевых самолетов зашло так далеко, что за ним не поспевают возможности человека, которого мы можем посадить в кабину пилота. Пришло время пересмотреть отношения между пилотом и машиной».


Что на замену?

В военной авиации собрались поменять своих пилотов на обширный парк недорогих и универсальных беспилотных аппаратов. Один такой беспилотник с возможностью нести на борту снаряжение разных типов может заменить сразу несколько традиционных самолетов.

Истребитель F-16 Falcon
Этот боевой самолет с 1979 года участвует в воздушных боях и других военных операциях. Несколько раз проходил модернизацию

MC-12W Liberty
В 2009 году этот самолет начали использовать для разведывательных полетов над полем боя.

Многоцелевой БПЛА
Этот беспилотник среднего размера может брать на борт как оборудование для разведки, так и вооружение для ударов по коммуникациям противника, бомбардировки наземных целей и воздушных боев с самолетами противника. В нынешнем году Пентагон выберет новую модель, которая придет в 2015 году на смену самолету MQ-9 Reaper.

KC-135 Stratotanker
Этот самолет, составляющий в длину 41 м, способен сливать три тонны горючего в минуту, но одновременно он заправляет не более одного самолета. В американских ВВС авиазаправщики служат с 1957 года, и их средний возраст больше сорока лет.

Беспилотный авиазаправщик
Этот беспилотный биплан сможет заправлять сразу несколько самолетов и держаться в воздухе хоть неделю, пока в нем не возникнет потребность. Сейчас Пентагон расходует на авиазаправщики более сорока миллиардов долларов, а беспилотный заправщик можно было бы построить специально для обслуживания БПЛА.

B-2 Spirit
Начиная с 1989 года этот бомбардировщик, построенный по технологии Stealth, использовался для поражения хорошо защищенных наземных целей.

U-2 Dragon Lady
Этот высотный самолет-разведчик, не несущий оружия на борту, стоит на вооружении с 1957 года. Он способен проводить в воздухе до 12 часов.

Дальний бомбардировщик-разведчик
Этот беспилотник, скомпонованный по принципам Stealth, может целыми днями следить за указанной целью, а затем, по указанию оператора, поразить ее бомбовым ударом. В нынешнем году планируется возобновить финансирование этой программы. Новый бомбардировщик можно будет использовать и в традиционном, и в беспилотном вариантах.

В русле такой генеральной линии ВВС стремится взять на себя лидерство в будущем развитии военной беспилотной авиации. Главный рычаг, которым располагает Шварц, это «Перспективный план по развитию беспилотных авиационных систем на 2009−2047 годы», исчерпывающее предписание, как вооруженным силам США следует расширять использование БПЛА в течение ближайших 38 лет. В ВВС США полагают, что беспилотная авиация следующего поколения будет использоваться для самых разных целей — в воздушных боях, при дозаправке в полете, для грузовых перевозок и в роли стратегических бомбардировщиков.

Вопрос в том, какую степень свободы доверить беспилотному летательному аппарату? Пилоты ВВС только начинают постепенно привыкать к пользованию БПЛА — беспилотники сейчас ежедневно летают над Ираком, Афганистаном, Сомалийским полуостровом и другими горячими регионами. Однако проблема в другом — командование декларирует такой путь развития, при котором роль пилота не просто принижена и сведена к вспомогательным наземным функциям. Дело в том, что для некоторых БПЛА наземное управление вообще обещают отменить, сделав акцент на автономности. Нынешние высококвалифицированные пилоты не испытывают энтузиазма при виде таких перспектив.


Если беспилотные аппараты смогут дозаправляться друг от друга, мы сможем существенно увеличить время планируемых заданий. Исследовательская лаборатория ВВС выделила $49 миллионов на четыре ближайших года для разработки системы, которая позволила бы беспилотникам самостоятельно дозаправляться в воздухе. На фото — испытательный полет 2007 года, когда Predator дозаправился в воздухе.

Заводная игрушка не заменит героя-фронтовика

В американской военной авиации бездарно растратили несколько десятилетий, не использовав всех возможностей, которые открывались для развития собственных БПЛА. В 1970-х годах во Вьетнаме велись эксперименты с беспилотными самолетами-разведчиками, но потом было решено, что это направление не дает никаких преимуществ перед традиционной авиацией, и финансирование было прекращено. Непрерывное совершенствование советских военных самолетов, таких как истребители МиГ, привело к тому, что приоритетом в холодной войне было объявлено создание эффективных боевых самолетов, управляемых высококвалифицированными пилотами.

Кроме того, сама идея беспилотных самолетов не вязалась с культом пилота как главным идеологическим принципом, царившим в ВВС США с 1947 года, когда авиацию объявили самостоятельным родом войск. В 1973 году журнал Aviation Week and Space Technology огласил унизительный приговор, прозвучавший из чьих-то уст в высшем командовании ВВС: «Какой же ты тигр, если прячешься на земле за пультом?» Со временем недальновидность такого подхода стала понятна всем. В 1982 году израильтяне с помощью беспилотника смогли в Ливане парализовать работу сирийских радаров, но в Америке еще десять лет ситуация не менялась. Работы над БПЛА Пентагон начал только в середине 1990-х, но даже и тогда они финансировались очень скупо — в частности, потому что Вашингтон настаивал на развертывании крупномасштабных программ выпуска пилотируемых самолетов, обещавших создание большого количества рабочих мест.

Все изменилось с началом партизанской войны в Ираке и Афганистане. Возникла потребность в непрерывном видеонаблюдении с воздуха, и тут уж на программы БПЛА пролился золотой дождь. Когда имеешь дело с мятежниками, которые легко растворяются среди местного населения, правильно поставленная разведка играет более важную роль, чем самые навороченные бомбы. В 2010 году минобороны США выделило $5,4 млрд на разработку, закупку и эксплуатацию беспилотной авиатехники — это на $2,5 млрд больше, чем было затрачено на эти цели в течение всех 1990-х.

Такой ажиотаж не может обойтись без подковерных интриг в самом Пентагоне. Разные рода войск редко объединяются между собой для разработки новых систем вооружения, хотя это всегда обещает экономию и времени, и денег, так как позволяет концентрировать в одних руках исследовательские силы и организовывать производство в больших объемах. ВВС стремится взять под свой контроль все ведущиеся под эгидой Пентагона разработки БПЛА. Амбициозные «перспективные планы развития» декларируются для того, чтобы показать, как эта система выступит в роли главного пентагоновского координатора, учитывающего интересы сухопутных войск, флота и морской пехоты. Как говорит военный эксперт и писатель Джим Данниган, «этот перспективный план отражает стремление ВВС наложить руку на все, что способно летать — будь оно с пилотом или без».

Согласно «перспективному плану», к концу нынешнего года разрабатывающиеся сейчас беспилотные аппараты должны продемонстрировать эффективно работающие системы предупреждения столкновений. К 2030 году БПЛА должны уверенно дозаправлять друг друга в воздухе. Разработку способностей наносить удары в любую точку земного шара (возможно, с применением ядерного оружия) планируется завершить к 2047 году. «По мере технического прогресса мы научим наши машины прямо в полете проводить некоторые ремонтные работы, — гласит перспективный план. — Регламентное наземное обслуживание будет также проводиться машинами без привлечения персонала к ручной работе». Вопросы автоматического поражения цели или самостоятельного маневрирования в коммерческом воздушном пространстве еще недавно относились к числу запретных тем. В"перспективном плане" они уже обсуждаются открыто. Более того, здесь сформулированы рекомендации на ближайшие годы и поставлены цели воплотить это в реальность в более далеком будущем.

Специалисты утверждают, что к 2020 году одна команда операторов, размещенная на земле или на самолете управления, сможет управлять целой эскадрильей беспилотных летательных аппаратов. (Сейчас для управления одним-единственным беспилотником требуется целая команда наземных операторов — и это при использовании весьма продвинутых систем автопилотирования.) Непосредственный контроль и управление помещают человека в контур обратной связи. Если же роботизированная система действует самостоятельно и обращается к человеку, когда требуется принять какое-либо критическое решение, человек находится вне контура — как бы над ним. Наземная команда может сменить задачу, поставленную перед аппаратом, или взять на себя управление, пока не будет принято принципиальное решение. Это настоящая революция в военном деле, суть которой состоит в сознательном применении современной робототехники.

Скепсис фронтовиков

В Неваде, на военно-воздушной базе Крич копошится людской муравейник, и, глядя на него, трудно вообразить себе картину безлюдных аэродромов с летающими роботами, нарисованную в «перспективном плане». А ведь эта раскинувшаяся в пустыне база и является ядром беспрецедентного ажиотажа вокруг быстро разрастающегося 432-го экспедиционного авиакрыла — той самой административной единицы, которая занята исключительно эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов. Здесь каждый БПЛА совместно с наземной базой управления, передающей сигналы через спутник, нацелен на боевые операции в районах Ближнего Востока, Сомалийского полуострова и т. п. Новые здания здесь заполняют персоналом, не дожидаясь, когда вокруг них осядет строительная пыль. «Народ сбегается быстрее, чем мы успеваем строить», — говорит полковник Пит Герстен, командир 432-го авиакрыла.

ВВС США наращивают парк беспилотников MQ-9 Reaper, рассчитывая к концу 2010 года довести их численность до 300 штук. При этом руководство не понимает, что пришло время для новой, более мощной и скоростной машины. Командир авиакрыла, ответственный за использование беспилотников, говорит, что «пора их заменить, пока они себя не дискредетировали».


Герстен не берется оспаривать «перспективный план», но откровенно иронизирует по поводу тех строчек, где говорится о ядерном ударе, проводимом силами беспилотной авиации. Остальные офицеры на базе и вовсе не скрывают скепсиса в отношении автономных БПЛА. Старший рядовой авиации Джесси Грейс (здесь, на базе, он обучает операторов работе на пультах) не спорит, что пилоту по силам одновременно управлять и двумя аппаратами, но, как настоящий профессионал, он видит вещи под своим углом: «Что-то не верится мне, чтобы компьютер мог вести разведку на местности лучше, чем настоящий профессионал».

Инстинкт убийства в виде программы

До появления этого «перспективного плана» вы бы не нашли ни одного чиновника, который взялся бы с вами обсуждать такую ситуацию, когда беспилотный аппарат открывает огонь, не получив на это приказа от оператора. Однако в «плане» прямо указано, что к 2030 году в программах летающих роботов будет предусмотрена возможность «автоматического поражения цели». Конечно же, беспилотнику будет разрешено открывать огонь только после опроса всех своих датчиков, сверки всех условий и выполнения всех установленных заранее правил. Что-то похожее уже реализовано в программах противовоздушных батарей Patriot и в некоторых системах противоракетной обороны на военных кораблях. К наследству, полученному от системы Patriot, можно относиться двояко. Во время Второй войны в Заливе эта система сбила два самолета коалиции, приняв их за вражеские ракеты. Погибли один американец и два англичанина. Многие официальные лица из военного командования видели причину трагедии в чрезмерном доверии к автоматическим системам, однако штабные аналитики пришли к выводу, что глубинной причиной несчастного случая была недостаточная подготовка личного состава.

Полковник Эрик Мэтьюсон, бывший пилот-истребитель, а сейчас директор Специальной комиссии по изучению вопроса о беспилотных авиационных средствах, считает, что прямое участие человека хотя бы на последнем этапе в цепи действий, ведущих к поражению противника, было бы крайне желательно. «В голову приходит не так уж много вариантов, когда при наличии права открыть огонь мы будем прибегать к услугам полностью автоматизированной системы, — говорит он. — Если посмотреть, как мы используем беспилотные аппараты в современных боевых действиях, станет ясно — правила поражения цели предполагают, что в каждом подобном случае некто (имеющий соответствующие полномочия) должен дать отмашку, должен однозначно подтвердить право на стрельбу. И в будущем никто отменять этот порядок не собирается».

Позиция бывшего летчика-истребителя выглядит морально безупречной, когда он говорит, что система, способная нести смерть, должна как минимум управляться живым человеком. «В войне обязательно должно присутствовать человеческое начало, — говорит он. — Человеку нельзя выходить из игры, когда речь идет о человеческих ценностях». А можно сказать и проще — даже самые заклятые враги заслуживают того, чтобы вопрос об их жизни и смерти решал не компьютерный алгоритм, а человек из плоти и крови.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2010).