Сервисы краткосрочной аренды автомобилей — каршеринга, — уже стали обыденностью для жителей многих крупных городов России. Однако даже несмотря на большие парки основных операторов, в часы пик машин зачастую не хватает. В 2021 году в Москве может появиться механизм, который способен решить данную проблему: «народный каршеринг», в который свои машины предложат сдавать столичным автомобилистам, если они не пользуются «ласточкой», но хотят на ней зарабатывать.
Личные автомобили москвичей призовут в «народный каршеринг»
Mos.ru

Такую идею высказал глава Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (Дептранс) города Москвы Максим Ликсутов в собственной колонке на портале Mos.ru. Концепция «народного каршеринга» пока находится в разработке и ее финальный облик далек от завершения. Предполагается, что сервис будет собственностью столичного правительства и ответственность за проверку всех пользователей чиновники возьмут на себя. Собственник машины будет сам определять, кому разрешить взять ее в аренду (устанавливая критерии по возрасту и стажу вождения, например) и где ее вернуть.

Один из аргументов Ликсутова заключается в том, что по статистике Дептранса личные автомобили более 90% времени простаивают, а могли бы зарабатывать деньги своим владельцам. Иными словами, новый сервис вернет в термин «каршеринг» первоначальный смысл — «делиться машиной». Но есть и странности в словах чиновника: например, он указывает, что «машина сможет заработать вам деньги, а городу — помочь разгрузить дороги». Каким образом автомобиль, который арендовали и выехали на нем в город, снизит нагрузку на улицы, если он в противном случае просто стоял бы во дворе — неясно.

Также не уточняется и механика распределения ответственности: например, кто будет компенсировать владельцу автомобиля стоимость ремонта, если клиент «народного каршеринга» сломает или разобьет машину. Также неизвестно, каким образом арендаторов защитят от недобросовестных владельцев, которые могут попытаться «скинуть» на пользователей скрытые поломки автомобилей.

Глава Дептранса Москвы сообщил, что в 2021 году может появиться сервис “народный каршеринг”, где жители столицы смогут зарабатывать сдавая в аренду личные автомобили YouDrive Несколько более сложный вариант уже около года предлагает каршеринг YouDrive. Зарегистрировавшись в сервисе Pool любой желающий может купить машину выбранной марки, модели и комплектации, а затем передать ее агрегатору краткосрочной аренды. В качестве вознаграждения три года владелец автомобиля будет получать ежемесячные фиксированные платежи, а также скидку 33% на услуги YouDrive. Спустя три года машину выкупает каршеринг и ее бывший собственник остается с примерно 40% прибылью относительно стоимости новой машины.

В свете данной инициативы особняком стоит и вопрос отношения к арендным машинам — большинство водителей и пользователей каршеринга не по наслышке знают, до какого состояния эти автомобили доходят за вполне скромные пробеги. Отдавать собственного «железного коня» на растерзание незнакомцам захочет далеко не каждый.

Возможно, кто-то будет специально покупать для подобного заработка отдельные машины или сдавать в аренду второй автомобиль в семье. Однако, подобные сервисы уже есть — YouDrive Pool уже почти год предлагает всем желающим за фиксированный ежемесячный платеж сдавать собственные машины определенных марок. Кроме того, есть и сайты (Rent-a-Ride и Darenta), на которых происходит именно то, что описывает Ликсутов в концепции «народного каршеринга»: владельцы предоставляют машины, указывают стоимость и критерии аренды, а все желающие могу выбрать для себя средство передвижения согласно своим запросам и кошельку.

Кроме того, глава Дептранса пообещал, что в следующем году в специальном приложении появится возможность пересаживаться не только между разными видами общественного транспорта, но и на каршеринг. Причем оплата всей поездки будет производиться единым чеком, а машину для аренды можно будет забронировать у разных операторов.