Третье поколение гибридного автомобиля Toyota Prius наконец-то начали официально продавать в России

Так уж сложилось, что в России многие интересные вещи набирают популярность с некоторым опозданием. К примеру, мультсериал «Южный парк» впервые увидел свет в 1997 году и довольно давно начал транслироваться на российских телеканалах. Но действительно всенародную известность мультик приобрел только после прошлогоднего скандала с телеканалом «2х2», когда власти намеревались закрыть весь канал за демонстрацию якобы непристойных сцен из «Южного парка». А вот во всем остальном мире сам сериал давно стал мерилом популярности. Если о каком-либо персонаже или явлении сняли серию «Южного парка», значит, они действительно всемирно значимы. Создатели мультика высмеяли президента Обаму и профессора Толкина, многопользовательские онлайн-игры и кофейни Starbucks, пластические операции и теорию заговора 11 сентября.

Когда я ехал по Москве на одном из первых в стране Toyota Prius третьего поколения и, что немаловажно, первом официально продаваемом в России гибриде, люди не то что не оборачивались — никто даже дорогу не уступил. Между тем «Приусу» посвящена целая серия «Южного парка». В Японии, Америке и Европе за гибридными «Тойотами» стоят длинные очереди. Наконец-то и нам не придется ехать за границу, чтобы испытать в деле новый Toyota Prius третьего поколения.

Синергетика движения

Об устройстве трансмиссии Hybrid Synergy Drive мы не раз рассказывали на страницах журнала. Однако гибридный привод Prius третьего поколения претерпел некоторые изменения по отношению к предыдущей модели. Как и прежде, бензиновый и электрический двигатели взаимодействуют с главной передачей и генератором посредством планетарного дифференциала. В новой модели планетарных механизмов стало два. Кольцевая шестерня у них общая, она соединена с главной передачей. Водило первой планетарной передачи зафиксировано, а солнечная шестерня приводится электродвигателем. Эта передача служит понижающим редуктором для электромотора. Его наличие — это главное отличие новой модели от предыдущей, где мотор приводил главную передачу напрямую. Новый высокооборотный электродвигатель Prius стал значительно компактнее и легче, при этом мощность его увеличилась с 67 до 80 л.с.

Вторая планетарная передача служит дифференциалом между бензиновым двигателем (водило), генератором (солнечная шестерня) и главной передачей. Эта схема позволяет всем источникам и потребителям энергии делиться крутящим моментом, вращаясь при этом с любой удобной для них скоростью. Компьютер волен в любой момент и при любой скорости движения изменять обороты ДВС, включать или выключать генератор, превращая энергию движения автомобиля в заряд батареи и наоборот.

Двигатель Prius работает не по циклу Отто, как во всех привычных автомобилях, а по циклу Аткинсона. Его смысл заключается в том, чтобы более полно использовать энергию сгорающего топлива, позволяя ему дольше расширяться внутри цилиндра, а не догорать в выпускном коллекторе глушителя. Для этого ход поршня увеличивается. Однако при этом увеличивается и геометрическая степень сжатия топлива — в новом Prius она достигает 13:1. Если так сильно сжать смесь на основе обычного 95-го бензина, она сдетонирует раньше, чем сработает свеча зажигания. Чтобы уменьшить фактическую степень сжатия, впускные клапаны остаются открытыми чуть дольше, чем обычно, позволяя поднимающемуся вверх поршню вытолкнуть часть смеси из цилиндра обратно во впускной коллектор.

Основной недостаток цикла Аткинсона заключается в нестабильной работе двигателя на низких оборотах. Однако для Prius такой проблемы не существует: планетарный механизм позволяет мотору работать в максимально эффективном режиме на любой скорости движения автомобиля. А холостой ход на гибридах отсутствует как класс. Рабочий объем двигателя в третьем поколении увеличился с 1,5 до 1,8 л, при этом расход топлива уменьшился: за счет высокого крутящего момента мотор в большинстве режимов работает на более низких оборотах. Это сказалось и на акустическом комфорте водителя и пассажиров. Мощность ДВС увеличилась с 76 до 98 л.с. К сожалению, мощность электрического и бензинового моторов нельзя просто сложить. Суммарная максимальная мощность гибридной силовой установки нового Prius составляет 136 л.с.

Юркий троллейбус

Первое впечатление, которое получает не знакомый с гибридами человек, усевшись в Prius, — в салоне достаточно шумно. Когда на стоящем автомобиле включается двигатель, чтобы не допустить разряда батареи, его работа отчетливо слышна. Мы привыкли, что на холостых оборотах двигатель современного автомобиля работает беззвучно. Однако двигатель Prius никогда не работает на холостых оборотах: он включается, только когда действительно нужен для движения или подзарядки аккумулятора. Поэтому за короткие минуты приглушенного ворчания двигателя водитель с лихвой вознаграждается полной тишиной при движении в пробке или на малой скорости — полностью на электрической тяге. А вот по части шумоизоляции колесных арок новый Prius значительно уступает даже недорогим хетчбэкам С-класса.

Главное положительное впечатление от езды на гибриде — тяга всегда под рукой. Хваленые преселективные автоматы и вариаторы умеют переключаться без разрыва потока мощности только на повышенные передачи. Если же нужно включить пониженную, чтобы внезапно ускориться, — с момента команды педалью газа придется подождать, пока двигатель сделает перегазовку и раскрутится до оборотов максимальной мощности. Двигателю Prius такие паузы не нужны — и раскрутиться до нужного режима, и быстрее разогнать автомобиль ему поможет электродвигатель, «троллейбусная тяга» которого доступна на любых оборотах начиная с нуля. Мягкий и экономичный Prius не отличается ураганной динамикой — разгон до «сотни» занимает у него 10,4 с (на уровне среднего семейного седана), а ехать быстрее 140 км/ч не хочется из-за грохота зимних шин. Однако в городской толчее гибрид чувствует себя куда увереннее соседей по потоку за счет гарантированной молниеносной реакции на газ.

Prius — комфортный автомобиль. Мягкая подвеска делает его похожим на более крупную и тяжелую машину. А звук мотора — понятие относительное. В обычном автомобиле шум двигателя сопровождает процесс вождения, озвучивая малейшее движение водительской ноги. Он меняется с каждым поворотом, разгоном и торможением, и это утомляет больше всего. В Prius двигатель живет своей жизнью, не подчиняясь приказам водителя и дорожной обстановке. Этим он похож скорее на звук соседней машины за окном или компрессора холодильника, к которому быстро привыкаешь и перестаешь замечать, особенно если ехать с включенной аудиосистемой. Также нужно учесть и то, что Prius нередко дает водителю возможность полностью отдохнуть от шума двигателя- когда едет на электротяге.

Парктроник не нужен

Неподалеку от нашей редакции есть большая автомойка, на которой мойщики сами перегоняют машины с места на место, чтобы очередь продвигалась. Оставить им ключ от Prius и уйти погулять — отличная шутка: управление гибридом слегка отличается от обычного. Большая кнопка Start справа от руля включает автомобиль, но не заводит двигатель. Место селектора «автомата» занимает крохотный джойстик, который из любого положения тут же возвращается в исходное. Пока не отпустишь педаль тормоза, до последнего момента не веришь, что гибрид поедет.

В Prius применена масса удобных эргономических инноваций. К примеру, машину можно открыть, не вынимая ключ из кармана, а просто потянув за ручку двери. Точно так же, коснувшись контакта на внешней ручке, можно без ключа запереть автомобиль. Кнопки на руле, управляющие магнитолой и климатом, оснащены системой Touch Tracer. Слегка коснувшись кнопки, мы видим ее изображение на приборной панели. Система позволяет «целиться в кнопки», не опуская глаза до руля и не отвлекаясь от дороги. Пожалуй, это скорее эффектная игрушка, нежели полезная функция. А вот проекционный спидометр и указатель навигации — действительно полезные вещи: большие цифры и стрелки рисуются на лобовом стекле, как будто парят прямо над дорогой. Один из дисплеев на приборной панели постоянно демонстрирует мультики на экологическую тематику: на него можно вывести разнообразные диаграммы расхода топлива, а также анимированную схему распределения энергии.

В России Prius продается в практически максимальной комплектации «престиж»: не хватает только люка с солнечной батареей, которая питает вентилятор на парковке в жаркие дни, адаптивного радарного круиз-контроля, поддерживающего дистанцию до впереди идущей машины (обычный круиз-контроль есть), и порта USB для аудиосистемы с жестким диском. Между тем и продвинутая аудиосистема с Bluetooth, и русскоязычная навигационная система с 10-гигабайтным HDD, и камера заднего вида с линиями подсказки в российскую комплектацию входят.

Входит в нее и продвинутая система автоматической парковки. На сегодняшний день только Prius умеет выполнять не только параллельную парковку, но и заезд задним ходом в гараж. Причем, в отличие от конкурентов, процесс парковки не обязательно начинать и завершать за один прием. При активации системы автомобиль постоянно сканирует все окружающее пространство, запоминая его конфигурацию. В любой момент можно выбрать свободное место прямо на экране автомобиля. Если заезд на данное место возможен с точки зрения геометрии, рамка на экране превратится из красной в зеленую и автомобиль сможет приступить к автоматической парковке. Правда, обращаться с педалью тормоза следует крайне внимательно: на электрической тяге гибрид очень быстро разгоняется задним ходом.

Споры о вкусах

Лично мне автомобиль очень понравился. Говорю об этом смело, потому что столько отрицательных отзывов, сколько о Prius, я не слышал ни об одном другом автомобиле. Действительно, это автомобиль не для всех. Он не подойдет любителю активной езды, так как обратная связь с машиной в Prius уничтожена на идеологическом уровне. Задача гибрида — отвезти водителя по назначению, не утруждая лишним участием в процессе. Не порадует Prius и любителей роскоши — без малого 1 200 000 руб. его покупатель платит за технологии и, пожалуй, даже за имидж. А кожано-деревянные апартаменты лучше поискать в больших черных седанах, благо за эту цену они вполне доступны.

Prius нельзя переделать под свой привычный стиль вождения. Гибрид исповедует особый стиль передвижения и жизни в целом, и делает это очень мягко, но настойчиво. Скажем, помимо спидометра на проекционный дисплей постоянно выводится своеобразный гибридный «тахометр» — полоска, которая показывает, расходуется в данный момент топливо или, напротив, запасается энергия. Глядя на него, сначала смеешься, а потом невольно включаешься в эту игру, стараясь держать указатель в правой, экономичной, части шкалы.

Prius учит быть внимательнее к себе и окружающим. За несколько дней езды я несколько раз чуть не «догнал» впереди идущую машину, заигравшись с гаджетами на центральной консоли. А еще пару раз чуть не пострадали пешеходы: они настолько не ожидают, что автомобиль с выключенным двигателем поедет, что теряют всякую осторожность. Нужно думать за них. Кстати, в Японии уже обсуждается перспектива оснащения гибридов имитаторами звука двигателя. Представляете, «отправьте смс на номер и скачайте звук Shelby Mustang 1965 года для вашего Prius!»

Кстати, почему-то именно старые американские мускул-кары чаще всего вспоминают в порыве красноречия противники Prius. Мол, вот раньше был дизайн, была душа, а сейчас делают всякие обмылки (и какая разница, что у «обмылка» коэффициент Cx равен рекордным 0,25)! Только вот ни у кого из ораторов нет мускул-кара, а передвигаться они зачастую предпочитают на метро. Toyota Prius — это машина не для того, чтобы обсуждать ее в баре за кружечкой пива или развешивать фотографии на фанатских форумах. Это автомобиль для жизни — повседневной, спокойной и комфортной.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2010).