Прежде чем перейти к описанию оставшихся «больших» классов легковых автомобилей, попробуем разобраться с вопросом, который у вас наверняка возник. Все-таки, существует ли какая-нибудь связь между размером двигателя и классом автомобиля?

Volkswagen Passat
Alfa Romeo 156 Sportwagon
Jaguar S-type
BMW 5-серии
Mercedes-Benz S-класса
Rolls-Royce Phantom

На самом деле, при всем многообразии комплектаций, предлагаемых для моделей каждого класса, некие параллели провести можно. Трудно указать конкретные параметры, но, по крайней мере, можно говорить о диапазоне рабочих объемов и мощностей, а также о вариантах, пользующихся наибольшим спросом.

Все это имеет вполне естественные объяснения.

Понятно, что в подкапотное пространство небольшого автомобиля трудно впихнуть двигатель большого рабочего объема. Да в этом и нет острой необходимости: как мы уже показывали, для легкой компактной машинки (класса «A» или «B») 100-сильного 1,6-литрового двигателя может хватить с избытком. И, согласитесь, редкий покупатель автомобиля класса «С» раскошелится на оснащенный 241-сильной «шестеркой» Volkswagen Golf R32 (максимальная скорость — 247 км/ч, разгон — до 100 км/ч за 6,6 с). Тем более, что и аппетит у него — только успевай наливать.

Так же понятно, что большому и, соответственно, тяжелому автомобилю нужен достаточно мощный и тяговитый двигатель, дабы обеспечить приемлемую динамику. Иначе он станет «тормозом» в современном городском потоке и будет небезопасен на загородных дорогах (из-за неспособности быстро совершить обгон).

Большинство покупателей ориентируются на некое оптимальное соотношение динамики, цены и прочих потребительских свойств. И спрос меняется со временем. Ведь автомобили становятся все комфортабельней и безопаснее, но… за счет увеличения массы (усиление силовой структуры кузова, дополнительное оборудование). Например, Volkswagen Golf первого поколения весил около 800 кг, и ему вполне хватало 1,3-литрового мотора. А его нынешний потомок тянет минимум на тонну (в самой легкой версии!), и меньше чем об 1,6-литровом двигателе покупатели речи обычно не ведут. И эта тенденция характерна для всех классов автомобилей.

Однако вернемся к «алфавиту».

Класс «D». Второй средний

К этому классу относятся Alfa Romeo 156, Audi A4, BMW 3-й серии, Daewoo Nubira, Ford Mondeo, Honda Accord, Hyundai Elantra/Lantra, Jaguar X-Type, Lexus IS, Mitsubishi Carisma и Galant, Mercedes-Benz C-класса, Nissan Primera, Opel Vectra, Peugeot 406, Renault Laguna, Saab 93, Toyota Avensis, Volkswagen Passat, Volvo S40/V40 и S60, а также другие подобные автомобили

Большинство автомобилей этого класса имеют габаритную длину 4300−4600 мм и ширину 1690−1750 мм.

В европейской автомобильной прессе класс «D» часто называют «верхним средним». Вполне заслуженно — он не только делит с классом «С» среднее положение в классификации, но и занимает средние позиции по популярности. Автомобили класса «D» сочетают умеренные (по европейским понятиям) цены с довольно приличной вместимостью: как правило, пять человек нормальной комплекции усаживаются в салоне вполне сносно, а уж четверо могут рассчитывать на весьма достойный комфорт даже в дальнем путешествии. К тому же внешне автомобили класса «D» выглядят достаточно большими и, в некотором смысле, более престижными, чем модели класса «C». Так что многие европейцы (особенно жители центральной и северной Европы) по праву считают машины второго среднего класса оптимальным транспортным средством для обеспеченной семьи, а компании и государственные организации активно закупают их для использования в качестве служебных.

Очевидно, что о компактности в этом классе говорить уже не приходится. Наиболее распространенный тип кузова здесь — классический трехобъемный седан, а для семейного использования практически все производители предлагают универсалы. Впрочем, в Европе популярны и хэтчбеки, однако и они имеют большой задний свес и по длине не уступают седанам. Что, в общем-то, выгодно для производителей, ведь объемы производства здесь меньше, чем в первом среднем классе, а унификация платформы для всей модельной гаммы заметно снижает себестоимость.

Габаритные размеры автомобилей класса «D» оставляют конструкторам довольно широкий простор для «маневра»: в подкапотное пространство достаточно легко «вписывается» мотор весьма приличного рабочего объема, что позволяет предложить потребителю мощные, динамичные модификации.

Качественный «скачок» совершает здесь и конструкция автомобиля в целом. Заботясь о достижении высоких показателей безопасности и комфорта, производители часто используют, скажем так, недешевые решения. Как правило, автомобили класса «D» имеют довольно сложные многорычажные подвески, в качестве дополнительного (а иногда и стандартного!) оборудования предусматриваются современные системы управления (противобуксовочные, динамической стабилизации и т. п.). Для ценителей предлагаются полноприводные модификации, причем в большинстве своем «полноценные», с межосевым дифференциалом и постоянным приводом на все колеса.

Нетрудно заметить, что во втором среднем классе представлены уже практически все «престижные» марки. А некоторые фирмы используют платформы моделей этого класса для создания эффектных купе и кабриолетов. Иногда, кстати, выпускаемых как самостоятельные модели.

Класс «E». Большой

К этому классу относятся Alfa Romeo 166, Audi A6, BMW 5-й серии, Cadillac CTS, Hyundai Sonata, Jaguar S-Type, Kia Magentis, Lexus GS, Mercedes-Benz E-класса, Nissan Maxima QX, Opel Omega, Peugeot 607, Renault Vel Satis, Saab 95, Skoda Superb, Toyota Camry, Volvo S80/V70 и другие подобные автомобили

В большинстве своем автомобили класса «E» укладываются в габариты 4600−4900 мм по длине и 1750−1850 мм по ширине.

Этих размеров вполне достаточно для того, чтобы с комфортом разместить в салоне водителя и четырех пассажиров. Однако в обеспеченной Европе автомобили класса «E» пользуются не таким уж и большим спросом. Ведь для рациональных жителей Старого Света размер машины — далеко не основной способ подчеркнуть свое общественное и финансовое положение. А большая семья, действительно нуждающаяся во вместительном транспортном средстве, в наше время выбирает мини-вэн. Автомобили же класса «E» приобретают либо весьма обеспеченные люди, либо компании и государственные органы для менеджеров и чиновников высокого ранга. Недаром в прессе этот класс часто называют бизнес-классом. Весьма показательно то, что по сравнению с классами «A» — «D» здесь большую долю европейского рынка занимают именно «престижные» марки.

Впрочем, Mercedes-Benz E-класса во многих городах Европы используется в качестве такси. Правда, с точки зрения рынка это не самый показательный пример, ибо в подобных случаях большую роль играют многолетние постоянные связи производителей и транспортных компаний, подразумевающие особые финансовые и технологические отношения. А в случае с Mercedes-Benz — еще и традиционные для марки надежность и долговечность.

Требования к безопасности и комфорту в большом классе очень высоки, поэтому здесь не принято экономить на новых технологиях и современных инженерных решениях, зачастую весьма дорогостоящих. А новейшие модели класса «Е» буквально набиты управляющей электроникой и автоматикой и в этом смысле уже практически не уступают автомобилям следующего (высшего) класса, а иногда и превосходят их! Конечно, многое определяется комплектацией, но и «минимальное» оснащение автомобиля класса «E», как правило, бедным не назовешь.

Вполне естественно, большая часть автомобилей большого класса представляет собой классические четырехдверные седаны, но многие производители предлагают и универсалы. Пожалуй, единственный хэтчбек среди ныне выпускаемых моделей в классе — Renault Vel Satis.

В большом классе по‑прежнему сохраняет сильные позиции классическая компоновка — двигатель впереди, ведущие колеса задние. Но о причинах этого, как и о преимуществах и недостатках различных компоновочных решений, мы как-нибудь расскажем в отдельном материале.

Класс «F». Высший

К этому классу относятся Audi A8, BMW 7-й серии, Jaguar XJ, Lexus LS, Mercedes-Benz S-класса, Volkswagen Phaeton, ЗиЛ-41047 и другие подобные автомобили, а также практически все современные модели Bentley, Maybach и RollsRoyce

Автомобили, относящиеся к классу «F», имеют длину свыше 4900 мм и ширину более 1850 мм.

Конечно, такие размеры позволяют обеспечить высочайший уровень комфорта для пассажиров просторного салона, особенно когда речь идет о версиях с удлиненной базой, предлагаемых производителями. Однако для многих покупателей главное заключается совсем в другом. Грандиозные размеры всегда продемонстрируют, кто есть кто в этом мире, даже тем, кто совершенно не разбирается в марках и моделях автомобилей. Цена, удобство парковки и вообще управления (особенно в городе) и уж тем более расход топлива редко имеют значение для покупающего такую машину, тем более что место хозяина здесь, как правило, на заднем сиденье справа.

Автомобили класса «F» пользуются незначительным спросом в рациональной Европе — на них передвигаются разве что очень богатые люди (да и то по официальным случаям), руководители крупных банков и компаний, высшие государственные деятели. Мощное шасси и многолитровый двигатель позволяют создавать длинные лимузины-стретчи", производить бронирование, оснащать салон практически любыми средствами коммуникации, превращая автомобиль в передвижной рабочий кабинет. А уж высочайший уровень оснащения современнейшими средствами комфорта и безопасности просто подразумевается.

Однако, увидев на улицах Женевы Mercedes-Benz S-класса в качестве такси, не удивляйтесь. Есть спрос: многие важные гости крупных международных и финансовых центров не хотят отказывать себе в привычном комфорте даже на короткое время. Правда, владельцы таких таксомоторов все же предпочитают двигатели осмысленного рабочего объема, причем чаще всего дизели.

Немудрено, что подавляющее большинство производящихся и продаваемых в Европе автомобилей высшего класса относится к «престижным» маркам. Однако и среди них есть своя супердорогая элита (Bentley, Maybach, Rolls-Royce) — для тех, кому важно продемонстрировать, что они «самые среди самых».

В заключение еще один вопрос, который у вас наверняка возник. Почему мы говорим только о европейском рынке и предпочтениях жителей Европы?

Взгляды покупателей формируются под воздействием многих факторов, включая традиции. И, как показывает опыт последнего десятилетия, всетаки ближе нам оказался подход европейцев. Обратите внимание: со временем практически все автомобильные компании отнесли нас к европейским маркетинговым зонам и поставляют нам модели европейского рынка — как вы понимаете, неспроста. Ну а если вам интересно, какие автомобили предпочитают жители других частей света, — пишите.

И мы постараемся ответить вам максимально подробно.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2003).