Дозаправка в ходе гонки в «Формуле-1» некоторое время была под запретом. Однако в 1994 году ее вновь разрешили, и с тех пор она стала важным элементом гоночной стратегии

Заправочное приспособление Заправочной машиной управляет компьютерная программа, что позволяет буквально «на лету» менять стратегию питстопов. Но бывают и сбои — как убедились и Ferrari, и Williams, иногда лампочка горит, а топливо не идет

Сейчас аэродинамика машин такова, что обгонять на трассе довольно сложно. Поэтому все больше гонок выигрывается и проигрывается не на трассе, а в зоне обслуживания, на питлейне. Вовремя проведенный питстоп (остановка для обслуживания) может помочь гонщику обойти соперника без обгона. Но чтобы пригласить пилота на дозаправку точно в нужный момент, руководители команд должны учитывать все нюансы происходящего на трассе и, конечно, запас топлива в баках.

Не зря в свое время Михаэля Шумахера называли чемпионом мира по питстопам. Вместе с командой он выработал наиболее эффективную тактику «обгона на дозаправке», ставшую классической. Надо дождаться, когда находящийся впереди соперник свернет на пит-лейн, и сделать несколько очень быстрых кругов по трассе.

Легкая, с почти пустыми баками машина уходит в отрыв, и появляется шанс после собственной дозаправки оказаться впереди соперника. Однако эта тактика срабатывает при одном условии — группа обслуживания должна сработать безупречно. Поэтому отработка синхронности пит-стопа в «Формуле-1» — важная часть командной работы.

Содержать в штате «профессиональных питстопщиков» — роскошь, непозволительная даже для самых богатых команд. 21 человек, составляющиe бригаду пит-стопа, — это механики, водители грузовиков команды. Большую часть времени они выполняют важную, но незаметную работу. Однако все искупает гонка. Когда машина тормозит у боксов, внимание миллионов телезрителей приковано именно к ним: в течение нескольких секунд эти парни достойны называться звездами больше, чем гонщики!

Работа бригады питстопа не только ответственна, но и опасна. Инциденты с возгоранием топлива происходят до сих пор: сложное заправочное оборудование не всегда работает надежно. Но специальные комбинезоны и шлемы спасают механиков от ожогов. Гораздо опаснее для них… невнимательность собственных пилотов! Ведь промахнувшийся с местом остановки или стартовавший раньше сигнала гонщик запросто может стать виновником тяжелых травм кого-то из механиков…

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2003).