В нашем самом первом номере, который вышел в ноябре 2002 года, мы писали об удивительном изобретателе по фамилии Ванкель, у которого даже не было водительских прав. Что не помешало ему придумать самый красивый двигатель современности — роторный. Но в том материале основное внимание было уделено человеку, а не двигателю. Сегодня мы исправляем допущенный перекос и напишем только об автомобиле Mazda RX8, который построен вокруг уникального роторного двигателя.

Mazda — единственная крупная компания, выпускающая автомобиль с роторным двигателем. Такой двигатель гораздо мощнее аналогичного по размеру «классического», цилиндрового. С его помощью красное «купе» RX8 разгоняется до Porscheподобных скоростей за цену Volkswagen. К тому же не нужны ни коленчатый вал, ни клапаны. Но ранее у роторных двигателей был крупный недостаток: они были чрезмерно прожорливы и сильно загрязняли воздух, так как «недожигали» топливо.

Японцы утверждают, что им удалось укротить невозможную жажду двигателя. Действительно, базовая модель со 190-сильным двигателем потребляет всего 10,8 л на 100 км, а 230-сильная модель — всего 11,4 л на 100 км. Да и выхлоп соответствует не только нынешним европейским требованиям (Евро3), но и следующему уровню (Евро4).

Объем мотора заднеприводной Mazda RX-8 — всего 1,3 л, и может показаться, что это аналог Nissan Micra или Volkswagen Polo. Но в отличие от обычных, возвратно-поступательных, двигателей с цилиндрами у двойного ротора Mazda треугольные роторы, которые крутятся и выдают гораздо большую мощность. Вначале роторный двигатель издает странноватые жужжащие звуки, частота которых повышается с повышением передачи. Скорость вращения двигателя гораздо выше, чем у обычных моторов: красная отметка находится на уровне 7000 об./ мин, а пик — 9400 об./мин. У обычных бензиновых двигателей она редко превышает 6000 об./мин. У RX-8 максимальная мощность снимается при 8200 об./мин, и автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 6,4 с. RX-8 уже продается в США и Японии. В Европе автомобиль поступит в продажу в октябре. Ожидаемая цена — 28 тысяч евро.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2003).