В «ПМ» № 8 (10) мы рассказали об особенностях подвески гоночного автомобиля класса «Супертуризм» чемпионата России по кольцевым гонкам. Но там она все же сохраняет основные черты обычных «легковых» подвесок. В ходовой части машин «Формулы-1» отличий куда больше — аналогии с традиционными подвесками здесь провести сложно

Подвеска Макферсон У большинства современных легковых автомобилей передняя подвеска МакФерсон. Она очень удобна именно для переднеприводных автомобилей. У нее нет верхнего рычага, а боковые нагрузки воспринимает мощная стойка, которая вверху опирается на кузов. Ход такой подвески у легковых машин обычно 100150 мм
Подвеска автомобиля «Формулы-1» Подвеска гоночного автомобиля «Формулы-1» выполнена по схеме «Двойные рычаги». Но в качестве упругого элемента в ней используется не пружина, а торсион. Торсион и амортизатор связаны с нижним рычагом поворачивающимся сектором и толкающим рычагом. Ход такой подвески — около 20 мм

Начнем с того, о чем мы уже говорили. Одна из главных функций подвески обычного легкового автомобиля — обеспечение плавности хода, защита машины, людей и груза от ударов и тряски на неровностях дороги. В кольцевых гонках о комфортабельности езды речи даже не ведется. Недаром если асфальт трассы неровный (как, например, в Интерлагосе, где проходит «Гран-при Бразилии»), то к концу гоночного уик-энда тела пилотов часто покрыты синяками. И не секрет, что у многих гонщиков хронические болезни позвоночника.

Здесь иные приоритеты. Главное — скорость прохождения дистанции, и все, что делается, все характеристики, все регулировки, все настройки подвески ориентированы прежде всего на ее повышение.

Чем легче автомобиль, чем легче все его узлы и детали, тем быстрее он будет разгоняться, тем большую скорость сможет развить. Но при минимально возможной массе любой узел, любая деталь должны быть достаточно прочными и надежными, чтобы длительное время выдерживать сумасшедшие нагрузки и при этом самым лучшим образом выполнять свои функции.

Но только лишь снижением массы ничего решить невозможно. Подвеска гоночного автомобиля должна обеспечивать постоянный и очень хороший контакт колес с покрытием трассы. Ведь малейшая потеря сцепления с дорогой — это неточность в повороте, уход с выгодной траектории, а то и занос. Малейшая пробуксовка ведущих колес — это потеря драгоценного времени, ведь счет идет на сотые доли секунды.

От подвески зависит взаимопонимание машины и водителя, то, как гонщик чувствует трассу. Подвеска определяет поведение машины в поворотах и при торможениях, быстроту и точность реакции автомобиля на поворот руля.

Различные гоночные трассы требуют различных настроек подвески, а значит, ее конструкция должна обеспечивать возможность быстро произвести регулировки или даже заменить некоторые элементы.

Специфические особенности «Формулы-1» доставляют конструкторам немало хлопот. И дело не только в том, что многие элементы подвески нужно уместить под узкий обтекатель.

Приведем такой пример. На высоких скоростях аэродинамические элементы обеспечивают прижатие автомобиля к дороге — при этом нагрузка на подвеску очень велика. Но она значительно падает со снижением скорости в поворотах и при торможениях. При всем этом расстояние от днища автомобиля до дороги очень мало, да к тому же не должно сильно меняться, иначе ухудшится аэродинамика, которая у формульной машины выверена до мелочей!

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2003).