Конкуренция и большие деньги — вот что питает пелену недетской секретности, которая окружает все, что касается «Формулы-1». Но ничто не охраняется так ревностно, как самая сложная, мощная и дорогая часть болида «Формулы-1» — его двигатель

Парадно отполированный двигатель всегда был таким же обязательным героем презентаций команд «Формулы-1», как новенькая машина и лучезарно улыбающиеся пилоты. Однако в 1999 году компания Cosworth запретила журналистам фотографировать свой новый, более легкий и мощный двигатель для команды Jaguar. Сегодня, как правило, на двигатель можно взглянуть только после того, как он установлен в автомобиль. Руководитель инженерного подразделения фирмы Cosworth Ник Хайес говорит, что на этапе формирования концепции полезно участие как можно большего количества людей. Но когда речь заходит о дальнейшем развитии конструкции, допустимо участие только тех, кто так или иначе будет иметь доступ к двигателю. Фирма Cosworth, которая поставляет двигатели для команд Jaguar, Jordan и Minardi и занимается «Формулой-1» начиная с 1967 года, заявляет, что клиентская информация священна. Даже внутри компании нет обмена данными, сотрудники компании прикреплены к одной из команд на протяжении всего сезона и никогда не пересекаются.

Технический директор команды Sauber-Petronas Вилли Рампф говорит, что даже фотография двигателя, уже установленного в автомобиль, может выдать многие особенности его конструкции. Но, как фанат «Формулы-1», он приветствовал недавнее решение FIA, которая запретила ширмы в гаражах и экраны, закрывавшие боксы команды на пит-лейне. Начиная с 2004 года вступает в силу требование FIA использовать только один двигатель на всем протяжении гоночного уик-энда. На сегодня-то можно иметь несколько: один для гонки плюс один-два для тренировок и квалификации. К концу сезона образуется много моторов на выброс. Значит ли это, что конкуренты будут рыться на свалке? Вряд ли. Sauber отправляет свои движки на восстановление, обратно на завод Ferrari в Маранелло. Затем они используются для тренировок или тестов. А Ник Хайес говорит, что их компания действительно уничтожает отработанные моторы! Когда специально обученные люди заканчивают работу, никто никогда не узнает в куске металла двигатель «Формулы-1».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2003).