Машиной для побед называют и Михаэля Шумахера, и всю отлично организованную команду Ferrari. Что же касается собственно машины, то она у Ferrari лучшая в Формуле-1

Ferrari F2003-GA помогла Шумахеру победить в прошлом сезоне, но не обеспечивала подавляющего преимущества
Новый гоночный автомобиль Ferrari: взгляд в будущее

В прошлом году только на последних этапах сезона Шумахеру удалось вырвать чемпионский титул! Хуан-Пабло Монтойя (Williams) и Кими Райкконен (McLaren) на протяжении всего 2003 года успешно соперничали с Михаэлем. Почему же новая Ferrari F2004, на первый взгляд почти не отличающаяся от прошлогодней F2003-GA, сейчас обеспечивает знаменитому немецкому пилоту абсолютное преимущество?

В отличие от главных команд-соперниц, конструкторы Ferrari придерживаются так называемой однокилевой схемы. То есть нижние рычаги подвески у нее крепятся к одному продольному выступу в нижней части носового обтекателя. Это не слишком выгодно с аэродинамической точки зрения. Ведь выступ рассекает воздушный поток, заходящий под днище машины, и образующиеся при этом завихрения снижают прижимную силу. Чтобы избежать этого, была придумана схема с двумя выступами, между которыми воздух проходит, как в туннеле — завихрения этого потока минимальны. Именно такую схему выбрали Williams и McLaren. Однако наряду с аэродинамическими преимуществами эта схема обеспечивает и массу проблем: общее снижение жесткости конструкции, трудности с настройкой машины, с ее управляемостью и так далее. У Ferrari этих проблем нет.

Более того, эволюционное развитие конструкции в течение нескольких лет дало возможность создать идеально сбалансированную машину, которая во всем послушна гонщику и при этом надежна. А как же быть с недостаточной обтекаемостью болида однокилевой схемы? Вот тут-то говорит свое слово мощная бригада аэродинамиков Ferrari. Они проводят сотни продувок в аэродинамической трубе, вылизывая буквально каждую деталь. Конечно, подобный размах исследований возможен только в том случае, если позволяет бюджет — но у Ferrari проблем с деньгами нет.

Поэтому врожденный недостаток общей компоновки машины удается преодолеть за счет внимания к мелочам. А их в Формуле-1 на самом деле не бывает — на скорости 300 км/ч неправильно спроектированный крошечный элемент размером в несколько сантиметров может обернуться проигранной квалификацией…

Пример небольшой, но исключительно важной детали — украшенные маленькими спойлерами концевые пластины переднего антикрыла. Они должны препятствовать срыву воздушных потоков с антикрыла, способствовать более плавному обтеканию колес и рычагов передней подвески. При этом, формируя воздушные потоки, сама деталь не должна создавать существенного лобового сопротивления, иначе польза от нее будет минимальной. По мнению экспертов, нынешнее переднее антикрыло Ferrari со всеми его элементами представляет собой своеобразный аэродинамический шедевр, который в принципе невозможно улучшить!

С последним выводом мы вряд ли согласимся — потому что дизайнеры итальянской команды наверняка найдут скрытые резервы и в этой вроде бы идеальной конструкции. Скорее всего, даже не в будущем году, а уже в конце нынешнего сезона крыло будет выглядеть по‑другому. В Формуле-1 нет понятия «почивать на лаврах» — она слишком динамична для этого. И конструкторов это касается даже в большей степени, чем гонщиков: самая лучшая машина мгновенно устаревает, если не продолжать работу над ней.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2004).