Все автомобили разные, у каждого есть свой характер, порождающий ассоциации с другими наземными и «неназемными» средствами передвижения: с баржей, тепловозом, самолетом, космическим кораблем… В этой статье пойдет речь об автомобиле, который своим внешним видом, ходовыми качествами и характером напрашивается на прямое сравнение с реактивным истребителем последнего поколения.

Обтекание воздушными потоками Mitsubishi Lancer Evolution VIII
Прохождение поворота можно условно поделить на три фазы: торможение (приближение к повороту), вход в поворот и выход из поворота (ускорение).

Начало «Эволюции»

История создания этой машины уходит в начало 90-х, когда спортивная команда Mitsubishi Motors вынашивала планы по созданию суперавтомобиля, бескомпромиссного раллийного болида, который бы не имел равных на извилистых трассах чемпионата мира. По правилам того времени гоночные машины можно было строить только видоизменяя выпускаемую серийно модель со всеми ее недостатками. Для получения наилучшего результата было принято беспрецедентное решение: приспособить гоночную машину к дорогам общего пользования и запустить ее в производство. Так и родились Lancer RS и GSR, выпущенные серией всего 2500 экземпляров, которые на удивление быстро нашли своих владельцев среди любителей динамичной езды. Подметив этот успех, компания увеличила тираж Lancer Evolution — теперь он продается в качестве отдельной модели и пережил с тех пор уже восемь поколений, с каждым разом становясь все более и более совершенным.

Техника

Каждое поколение Lancer Evolution создавалось с применением самых современных технологий, систем и компонентов, многие из которых практически одновременно появлялись на гоночных болидах, поэтому неудивительно, что даже его кузов, напоминающий своими очертаниями «гражданский» Lancer, технически отличается от него не меньше, чем истребитель Су-30МК от пассажирского Ту-154.

Почему именно Су-30МК? Да потому что это единственный серийно выпускаемый истребитель с изменяемым вектором тяги, а на Lancer Evolution VIII установлена система Super AYC (подробнее ниже), фактически выполняющая те же функции! Да и в самой внешности Evo легко улавливается эстетика современного реактивного истребителя. В первую очередь обращает на себя внимание аэродинамика. Антикрылья, спойлеры, дефлекторы и диффузоры служат для снижения сопротивления воздуха и создают равномерную прижимную силу, которая не только делает поведение машины на дороге более стабильным, но и позволяет реализовать в пятне контакта колес с дорогой большую боковую силу, тем самым увеличивая скорость прохождения поворота.

Двигатель и трансмиссия

Рабочий объем двигателя Evo — всего 2 литра, однако благодаря установке системы турбонаддува с интеркулером максимальная мощность составляет 265 л.с., а крутящий момент — 355 Нм.

На Evolution VIII применяется система полного привода AWC (All-Wheel Control). Именно она делает Lancer Evolution VIII одним из лучших автомобилей в мире по динамике и управляемости и по праву может считаться сердцем Evo — ведь подобные схемы не применяются ни на одном другом серийном автомобиле.

Система AWC состоит из четырех основных элементов:

1. Червячный дифференциал повышенного трения на передней оси;

2. ACD — активный центральный дифференциал;

3. Super AYC — динамическая система контроля тяги и управления

устойчивостью;

4. Спортивная АБС.

Начнем с самого сложного компонента, активного заднего дифференциала — Super AYC. Аббревиатура AYC расшифровывается как Active Yaw Control, а слово Super показывает, что это уже второе поколение системы. «Yaw» — это технический термин, которым обозначают угол отклонения продольной оси реактивного снаряда от заданного курса (в автомобильной терминологии — заноса). Система Super AYC способна контролировать угол заноса автомобиля в повороте и таким образом увеличивать скорость его прохождения. Это не просто система стабилизации, которая притормаживает отдельные колеса, подавляя занос в начальной стадии. Действие Super AYC основано на увеличении крутящего момента на внешнем по отношению к повороту колесе. Полученный в результате момент вращения как бы «доворачивает» автомобиль в сторону поворота.

Второй по важности компонент — это активный межосевой дифференциал ACD (Active Center Differential). Он отвечает за распределение крутящего момента по осям и, работая в паре с SuperAYC, позволяет водителю уверенно чувствовать себя на любом покрытии. Водитель имеет возможность выбрать один из трех режимов работы системы: «Асфальт» (Tarmac), «Гравий» (Gravel) или «Снег» (Snow). В зависимости от этого управляющий компьютер выберет подходящий режим работы.

Немаловажно, что подвеска «супергероя» позволяет не ограничивать возможности движения автомобиля лишь ровными, как письменный стол, автобанами. Это ценное качество выгодно отличает Evo от большинства сравнимых по динамическим характеристикам конкурентов и делает особенно привлекательным для российских фанатов скорости. Инженеры не стали изобретать велосипед, применив хорошо отработанные и надежные схемы подвески — McPherson спереди и многорычажная сзади, зато на совесть поработали с настройками.

Тормоза

На Lancer Evolution VIII устанавливаются вентилируемые тормозные диски Brembo диаметром 320 мм с 4-поршневыми тормозными суппортами на передних колесах и диаметром 300 мм с 2-х поршневыми суппортами на задних.

Колеса и шины

Для уменьшения неподрессоренных масс тяги подвески выполнены из алюминиевого сплава, применяются также 17-дюймовые 6-спицевые легкосплавные диски ENKEI весом всего 3,2 кг и специальные покрышки BRIGESTONE 235/45R17. Изощренная трансмиссия, турбомотор, отличная аэродинамика делают Evolution VIII настоящим уличным бойцом, репликой гоночных болидов, уверенно побеждающих на трассах чемпионата мира.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2004).