Фраза «жаркое солнце Норвегии» звучит, пожалуй, так же парадоксально, как «подмосковные тропики». Однако благодаря капризам климата в конце июля этого года юг страны, название которой переводится как «северный путь», действительно оказался одним из самых жарких мест в Европе. Добавьте к пеклу рык десятков моторов, запах горелого машинного масла, а также вездесущую пыль, поднимающуюся от взбитого колесами дробленого камня, — и некоторое представление о двухдневном техноаде под названием «Евротриал-2008» у вас, несомненно, появится

Крен автомобиля уже достаточно велик, а ведь еще предстоит вырулить из ложбины.
Автомобили российской команды, яростно вгрызавшиеся в норвежские скалы, несли на борту логотип «Популярной механики» — информационного спонсора Team Russia.
Управляемые с помощью лебедки пневматические стойки позволяют пилоту менять положение кузова относительно подвески, смещая центр массы автомобиля.

Испытания в глуши

Чемпионат Европы по джип-триалу проходил в этом году рядом с местечком Борландсхейя (провинция Ауст-Аугер). Это крошечный поселок у шоссе: десяток жилых домов, отель, два магазина и бензоколонка. Вокруг — поросшие лесом скалистые холмы, между которыми разлеглись долины с хуторами, озера и небольшие, катящиеся по порогам речки. И только на небольшой территории, как раз через дорогу от Борландсхейи, пасторальной норвежской природе был нанесен урон в интересах технических видов спорта. На частично освобожденных от сосен холмах проложили трассы для ежегодного соревнования, в котором приняли участие пилоты спортивных внедорожников из 11 стран Старого Света, включая команду России.

Само название «триал» (от английского trial — «испытание») уже указывает на то, что эта спортивная дисциплина предусматривает испытание на пределе как технических возможностей специально подготовленного автомобиля, так и мастерства пилотов. И хотя, разумеется, состязания ограничены временными рамками, главное — не обогнать соперника, а пройти с минимальным количеством ошибок сложнейшую трассу.

Трасса «Евротриала-2008» (как и любого другого подобного соревнования) состоит из определенного количества так называемых зачетных секций (в Норвегии их было 16 на два дня соревнований). Секция состоит из стартовых, финишных и некоторого количества курсовых ограничительных ворот, представляющих собой деревянные вешки, воткнутые в грунт. Задача экипажа заключается в том, чтобы, уложившись в установленное время, пройти секцию (то есть все ворота — от стартовых до финишных) и набрать минимальное количество штрафных очков. Штрафные очки начисляются за сбитие или касание ограничительной вешки, касание ленты ограждений секции, непрохождение ворот, движение через ворота в неправильном направлении, получение помощи от посторонних лиц и т. д.

Скандинавский сюрприз

Подобно покрытиям кортов в большом теннисе, типы трасс джип-триала могут меняться от соревнования к соревнованию. Неизменным остается одно — рельеф, пройти по которому на автомобиле можно лишь на пределе возможностей. В нашей стране пилоты соревнуются, как правило, на грунтовых трассах или преодолевают искусственные препятствия, отлитые из бетона. Прошлогодний «Евротриал» в Сан-Марино также проходил на грунте, а вот норвежская трасса для многих стала настоящим сюрпризом. Карабкаться вверх по почти отвесным склонам, «нырять» вниз, чтобы тут же «врулиться» в крутой поворот, участникам чемпионата приходилось, вцепляясь колесами в камень, кое-где покрытый землей. И все это среди местами уцелевших сосен. К счастью, обошлось без дождей и камень не стал скользким, а то бы сложность трассы увеличилась еще на порядок.

Общее правило джип-триала гласит, что к соревнованиям допускаются автомобили с колесной формулой 4х4 с разрешенной максимальной массой 3500 кг. При этом все машины делятся на пять классов (принадлежность к тому или иному классу можно легко установить по цвету наклеенной на внедорожник таблички с номером экипажа). К классам «оригинальный» (Д1), «стандартный» (Д2) и «модифицированный» (Д3) относятся серийные внедорожники, переработанные для участия в соревнованиях. Технические правила четко регламентируют какие именно замены/доработки допускаются для данного класса. К классам «промодифицированный» (Д4) и «прототип» (Д5) относятся внедорожники оригинальных конструкций, созданные специально для соревнований по джип-триалу, причем если «промодифицированный» автомобиль должен по крайней мере абрисом корпуса напоминать нечто серийное, то внешний вид «прототипов» полностью отдан на усмотрение их конструкторов. От класса автомобиля зависела сложность трассы, на которой ему предстояло соревноваться.

«Параноид» и прочие монстры

Класс «прототип» с его многообразием конструкций — истинное украшение соревнований по джип-триалу. Именно в этом классе идет настоящая борьба конструкторских умов. Не имея ограничений, существующих для более низких классов, создатели «прототипов» производят на свет настоящих механических монстров, пилотирование которыми требует абсолютно новых водительских навыков.

Во‑первых, в автомобилях класса Д5 допускается поворот задних колес. В итоге в распоряжении у пилота кроме обычного руля, отвечающего за передние колеса, есть еще рычаг (джойстик) для задних колес. Во‑вторых, в некоторых конструкциях реализовано раздельное торможение для каждого колеса. В-третьих, кузов подвешен на регулируемых по высоте пневматических стойках — это позволяет пилоту изменять центр массы автомобиля, чтобы избежать переворачивания во время сильного крена. Искусство спортсмена заключатся в умении манипулировать всеми устройствами управления, мгновенно принимая решения. Ну а конструкторам следует позаботиться о том, чтобы все эти устройства мгновенно и адекватно реагировали на действия пилота. Например, одним из выявленных недостатков конструкции отечественных «прототипов» «Аллигатор» и «Параноид» стало использование для управления задними колесами гидравлического привода, соединенного с коленвалом бензинового двигателя. В результате колеса поворачивались слишком медленно, не давая возможности пилоту моментально среагировать на опасный крен и избежать переворачивания. В будущем, как рассказал нам Сергей Соболев, в этом узле будет использован электропривод.

Опасные «уши»

«Уши», то есть, в переводе с пилотского сленга, переворачивание автомобилей на соревнованиях по джип-триалу, — явление более чем обыденное. От серьезных травм спортсменов уберегают сварная рама безопасности и четырехточечные ремни. Главное во время переворачивания — держаться за эти ремни, а не пытаться схватиться за раму. Ценой такой ошибки может стать серьезный перелом. Другая опасность — ветви деревьев или вешки ограничительных ворот: их проникновению в кабину при падении машины не сможет помешать никакая защитная сетка. Что же касается соревнований на автомобилях, основанных на серийных моделях, то в распоряжении их пилотов нет ни раздельных тормозов, ни руления задними колесами, ни прочих технологических хитростей. Только старые добрые руль, тормоз и газ. В этих классах еще бóльшую роль играют опыт и интуиция.

Маленькие тайны

Церемония закрытия чемпионата проходила в гигантском шатре, установленном прямо на каменистой площадке. У потомков викингов оригинальные традиции: почему-то официальная часть церемонии не предшествовала вечеринке, а проводилась параллельно, из-за чего некоторые участники соревнований узнали об окончательном раскладе призовых и непризовых мест только на следующий день. Кстати, алкоголь, которым отмечало финал чемпионата многонациональное братство пилотов, был в основном контрабандного происхождения. В Норвегии действует «полусухой» закон и напитки крепче пива продаются исключительно в специальных государственных магазинах, а их на всю страну считанные единицы. Приходилось проявлять изобретательность. Например, чешская сборная «импортировала» на чемпионат запечатанные в фирменный полиэтилен упаковки колы в жестяных банках. Правда, внутри оказалась не кола, а… сливовица. Пожалуй, это было самое секретное ноу-хау «Евро-триала-2008».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2008).