Машина на футбольном поле? Наверное, электрокар с носилками, чтобы эвакуировать травмированного футболиста? Нет, вместо травы — кольцевая трасса, а на ней — супергонщики на мощных машинах. Это — Гонка чемпионов!

Мастера ралли, привыкшие иметь дело с мощными кузовными машинами и большими дистанциями, считали, что такой «паркетный» вид гонок, как картинг, — не для них. А вот на Гонку чемпионов приехал не только Шумахер, но и раллийный чемпион Лоэб.

Гонщики, выступающие в разных чемпионатах, садятся за руль совершенно разных машин. Да и трассы у них абсолютно непохожие — от идеально ровного асфальта кольцевого трека до какого-нибудь ухабистого проселка или, еще того лучше, пустынного бездорожья. Естественно, для победы им нужны совершенно разные навыки. Но болельщики никак не хотят этого понимать и постоянно задаются вопросом — а кто все-таки лучший гонщик на планете? Прямо как дети, решающие, кто сильнее — кит или слон…

С другой стороны, почему бы и нет? Если мы можем посадить гонщиков в одинаковые машины и выпустить на одну и ту же трассу — то почему бы не выяснить, кто быстрее приедет к финишу? Долгое время считалось, что идеальный аппарат для такого рода сравнений — спортивный карт. Поэтому в парижском дворце спорта Берси проводится традиционный новогодний автоспортивный праздник, включающий в себя серию картинговых турниров с участием лучших пилотов мира. Правда, пик популярности этих мероприятий пришелся на 90-е годы XX века. В Берси последний раз сошлись на трассе извечные соперники, легендарные чемпионы Формулы-1 Ален Прост и Айртон Сенна. Именно здесь новый лидер Формулы Михаэль Шумахер доказывал, что он может побеждать на любой технике.

Однако в XXI веке турниры в Берси не собирают столь звездного состава, как раньше. Для талантливой молодежи, только начинающей свой путь в автоспорте, такого рода «покатушки» были единственным шансом показать себя в схватке с настоящими топ-пилотами. И юноши выходили на схватку, как на последний бой, не чураясь жесткой, «силовой» борьбы. Порой дело кончалось сломанными ребрами… После того как несколько гонщиков Формулы-1 получили травмы, руководители команд стали косо смотреть на участие своих пилотов в подобных развлечениях.

В канун нынешнего года лучшие пилоты многочисленных серий и чемпионатов все-таки собрались вместе, чтобы разобраться, кто же сильнее «по гамбургскому счету». Дело, правда, происходило не в Гамбурге, а опять же в Париже — но не в Берси, а на знаменитом стадионе Стад де Франс. Мероприятие называлось Гонка чемпионов. И хотя проводится гонка с 1988 года, столь представительный состав она собрала впервые. Американские «формульные» серии ChampCar и IRL, набирающая авторитет Formula Nissan, немецкий чемпионат DTM (фактически — первенство Европы на кузовных машинах), сверхпопулярный американский NASCAR — все прислали своих представителей. И, самое главное, в Париже появились победители двух престижнейших автоспортивных соревнований — чемпионатов мира в классах WRC (ралли) и Формула-1. Таким образом, должен был решиться волновавший болельщиков вопрос о том, кто же все-таки круче — раллисты или формулисты…

Организаторы соревнований, учитывая особый интерес к этой проблеме, включили в программу Дуэль чемпионов — очный поединок раллийного чемпиона Себастьяна Лоэба и Михаэля Шумахера. Оба получили в свое распоряжение багги — заднеприводную спортивную машину для кроссовых гонок. Ни Лоэбу, ни Шумахеру до сих пор не приходилось иметь дела с этой техникой… В итоге оказалось, что реноме Формулы-1 по‑прежнему на высоте — Шумахер выиграл у Лоэба, хоть и не без сложностей.

В Кубке наций (где участвовали национальные команды) победили «хозяева поля». Францию с честью представили тот же Лоэб и Жан Алези, известный по выступлениям в Формуле-1, но сейчас ездящий в серии DTM. А что же самое главное соревнование, Гонка чемпионов? В ней раллисты и гонщики, выступающие на кольце, соревновались отдельно, определяя лучшего в своем кругу. В финале эти лучшие должны были встретиться. Наверное, это опять Шумахер и Лоэб? Лоэб, действительно, оказался лучшим среди раллистов. А вот Шумми не пробился в финал, проиграв… финну Хейкки Ковалайнену, о котором до сих пор слышали только специалисты. Таким образом, кольцевые гонки в финале представлял 23-летний победитель Формулы Nissan — и представлял здорово! Дважды победив чемпиона мира по ралли, Ковалайнен выиграл Гонку чемпионов. Что ж, история повторяется — как и в Берси, наименее титулованные стремятся победить во что бы то ни стало. Ведь для Ковалайнена этот турнир — шанс обратить на себя внимание автоспортивных менеджеров. Formula Nissan, в которой он выступает, — лишь ступенька на пути в большой автоспорт. А для настоящих чемпионов, которым не надо ничего никому доказывать, эта гонка — всего лишь интересное развлечение.

Так кто же всех сильнее? Неужели Хейкки Ковалайнен? Пока можно лишь сделать вывод, что кольцевики «объезжают» раллистов. С другой стороны, трасса-то на французском стадионе была кольцевой…

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2005).