Грузоперевозки внутри России: что изменилось за время пандемии

Пандемия коронавируса оказала влияние на все сферы жизни человека. Такая отрасль как грузоперевозки также вынужденно столкнулась с ее проявлениями. О том, как компаниям пришлось подстраиваться под новые реалии и принимать новые правила игры, рассказал Александр Сапов, основатель международного сервиса по грузоперевозкам GetTransport.com.
Грузоперевозки внутри России: что изменилось за время пандемии

Как коронавирус повлиял на перевозки в России

В ноябре 2019 года группа «Дело» приобрела у РЖД 50% акций контейнерного перевозчика «ТрансКонтейнер». К марту 2020-го она консолидировала почти 100% акций, заявив о себе как о крупнейшем многопрофильном логистическом операторе в России. В течение ближайшего года должен был сформироваться национальный транспортный гигант, но COVID-19 все изменил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже в первые месяцы 2020-го произошло сокращение производственных мощностей по всем понятным причинам: закрытие границ подавляющего большинства стран, изменение курса доллара, снижение спроса и покупательской способности у потребителей, многие из которых стали экономить из-за чувства страха и неопределенности. Многие фабрики по всему миру закрылись или снизили выпуск товара в десятки раз — на некоторое время перевозить стало нечего и некому. Ситуация усугублялась тем, что до COVID-19 не было никаких придуманных заранее простых правил игры на логистическом рынке во время карантина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем более, что казалось, будто пандемия с первого дня даст мощный толчок для покупок через интернет — и для них, естественно, требовалась доставка. Какое-то время даже ходили слухи о том, что перевозчиков из-за потребительской активности может не хватить. Но согласно исследованию «Сбер-Индекса», с апреля по май 2020 года жители России во многом себе отказывали и серьезно ограничивали собственные расходы. С лета и до конца года расходы постепенно возвращались к обычному уровню, а перед наступлением новогодних праздников покупательский индекс традиционно зашкаливал.

Пандемия нарушила устоявшиеся связи между производителями и покупателями товаров, внесла коррективы в бизнес логистических компаний. Наименьший ущерб был нанесен грузоперевозчикам, которые на постоянной основе сотрудничают с крупными экспедиторами. Такие перевозчики обеспечены рейсами всегда: финансовые потери они понесли лишь весной 2020 года. Стабильные контракты с отправителями грузов, собственная служба безопасности и работающие digital-инструменты позволяют им оставаться на плаву и быстро подстраиваться под изменяющиеся реалии.

Но если перевозчик вынужден самостоятельно искать рейсы, то находить ему их действительно сложно из-за невозможности обеспечить себя постоянной загруженностью. Если сегодня рейсы есть, а завтра их нет, то выстроить нормальную схему загрузки парка, равно как и рассчитывать на стабильную прибыль, не получится. К тому же самостоятельный поиск заказчиков сопряжен с серьезным риском нарваться на мошенников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые реалии грузоперевозок

Но грузоперевозчикам любого уровня приходится подстраиваться под новые требования, разработанные в условиях пандемии. Чтобы предупредить распространение COVID-19, необходимо проводить тщательную дезинфекцию автомобильного транспорта, следить за соблюдением дистанции, ношением масок и перчаток водителями, а также организовывать вакцинацию. Это реальность, которая превращается в обыденность, поскольку только так можно организовать работу в условиях изменившегося мира. Если в начале пандемии от водителей требовалось заезжать на склады и распределительные центры в масках и перчатках, то сегодня предполагается, что они должны пройти вакцинацию сертифицированной в РФ вакциной. Некоторые распределительные центры требуют предъявления отрицательных ПЦР-тестов или сертификатов о проведенной вакцинации.