Нажатие кнопки — и автомобиль припарковался. Это не эпизод из фантастического кино, а наше ближайшее будущее. Технологии интеллектуальной парковки уже на подходе.

Cистему Park4U французской компании Valeo пока устанавливают только на автомобили VW, но вскоре она найдет применение на машинах других европейских брендов. В 2009 году появится новая версия системы, которая сможет припарковать автомобиль и вывести его с парковки — и для этого ей потребуется расстояние, превышающее длину машины менее чем на метр

В следующем десятилетии ставить машины на стоянку в тесных городских условиях будет значительно проще: на массовых автомобилях появятся хитрые парковочные системы. «Популярная механика» оценила уже применяемые системы и попробовала заглянуть в будущее.

Глаза человека, курившего у обочины, как будто начали вылезать из орбит. Произошло это оттого, что он увидел водителя Volkswagen Touran, который парковался поблизости. Картина была бы самой обыденной, если бы водитель крутил руль, но он сидел, закинув руки за голову, а его машина как будто сама сдавала назад и поворачивала. Курильщик обомлел и, несмотря на жестикуляцию водителя, еще долго не мог сойти с траектории машины. Вероятно, он предполагал, что от излишнего курения начались галлюцинации. Но загвоздка была в другом: VW Touran оснащен опционной системой Park Assist.

Машина, которая сама крутит руль

VW Touran, взятый редакцией «ПМ» на тест-драйв, это пока единственный на нашем рынке автомобиль, который умеет сам крутить руль. Делает это он с помощью электромотора усилителя рулевого управления, а то, в какую сторону крутить и с какой скоростью, определяет компьютер по данным ультразвуковых датчиков парковки. Алгоритм работы системы Park Assist чрезвычайно прост. Собравшись припарковаться в правом ряду, вы нажимаете кнопку на центральном тоннеле для активации системы, и на передней панели при этом вспыхивает специальное информационное табло. Теперь вам надо ехать на расстоянии не более полутора метров от припаркованных справа автомобилей не быстрее 30 км/ч и ждать, пока ультразвуковые датчики-сонары не обнаружат место достаточной длины, чтобы припарковать машину. Если расстояние между припаркованными машинами будет больше, чем длина VW Touran, хотя бы на 1,4 м, система попросит водителя включить заднюю передачу. Теперь можно отпустить руль, и машина сама будет его крутить, когда вы будете сдавать назад. При приближении к сзади стоящей машине запищит парктроник, теперь надо включить первую передачу и нажать на газ. Машина снова сама выкрутит руль, поставив передние колеса прямо, и встанет параллельно тротуару.

Если вы едете по дороге с односторонним движением и хотите припарковать машину слева, то алгоритм действия будет таким же. Только потребуется включить сигнал поворота налево, иначе система не поймет, где вы хотите поставить машину. А вот если по правилам парковки машину нужно расположить не параллельно тротуару, а перпендикулярно (или под углом), то о системе Park Assist придется забыть и положиться на обычный Parktronic. Сам вставать перпендикулярно тротуару Touran не умеет.

Достоинства системы особенно ярко проявляются в ситуации, когда для парковки задним ходом требуется заставить едущих сзади автомобилистов вас подождать. Новички, стараясь припарковаться побыстрее, в подобной ситуации нередко теряются, совершают ошибки и в итоге попадают в комичное положение. Park Assist предотвратит такие беды. Но надо понимать и то, что профессиональный водитель припаркует машину лучше электронной системы. Бордюра VW Touran не «чувствует» и паркует машину, ориентируясь по переднему автомобилю. Так что при автоматической парковке наш Touran часто вставал на расстоянии 20−30 см от бордюра там, где сами мы поставили бы его вплотную.

Мне сверху видно все

Вернув Volkswagen Touran, мы взяли другой автомобиль — Infiniti FX 45, парковаться на котором было приятным развлечением. Несмотря на роскошный интерьер и обилие электронных систем, самостоятельно крутить руль Infiniti не умеет, зато оборудован камерой заднего вида.

Картинка камеры заднего вида загорается на центральном дисплее при включении задней передачи и позволяет не просто наблюдать за происходящим сзади, но и четко контролировать расстояние до других объектов. Для этого на изображение видеокамеры накладываются пунктирные линии с областями зеленого, желтого и красного цветов, связывающие машину с препятствиями. Если препятствие далеко от внедорожника, линия касается его в своей зеленой области, при приближении зеленая область сменяется желтой, а когда машина подъезжает вплотную к препятствию, их связывает красная часть линии. В общем, исключительно удобный и информативный механизм индикации.

Сравнивая две системы, мы нашли фольксвагеновский Park Assist удобной опцией для новичков, хотя сами от приобретения такой системы, пожалуй, воздержались бы. Привыкание к ней может привести к атрофии парковочных навыков, а вот камера заднего вида, выводящая изображение на монитор, показалась нам действительно полезной опцией. Правда, были и доводы против. Парковка «по экрану» требует навыка: поначалу сложно совмещать контроль через стекла автомобиля и по экрану камеры. Ведь даже при наличии камеры водителю приходится следить за окружающей обстановкой через стекла автомобиля, и камера мешает сконцентрироваться.

И все же мы полагаем, что в будущем подобная система получит широкое распространение. Мы также уверены, что скоро люди не будут приходить в изумление, глядя на самопаркующийся автомобиль. Технические специалисты почти всех крупных автомобильных компаний готовят такие системы для многих массовых автомобилей.

Потомки паркуются

В техцентрах автомобильных компаний журналисты могут опробовать на себе машины с парковочными системами будущего. Например, Toyota представила журналистам гибридный Prius, который не только оборудован камерой заднего вида, но и способен самостоятельно крутить руль для заезда в промежуток между двумя автомобилями — симбиоз систем наших тестовых Volkswagen и Infiniti. Правда, для успешной парковки водителю сперва требуется пометить ориентиры парковки на специальном экране, что немного усложняет процесс парковки.

Машины люксового подразделения Toyota — марки Lexus — уже сегодня оснащаются самыми продвинутыми системами автопарковки. Они умеют самопарковаться не только параллельно, но и перпендикулярно обочине, причем на них можно выбрать и расстояние до бордюра. Жаль, что такие опционные системы пока не предлагаются на российском рынке.

Во Франции в техническом центре Citroёn можно поездить на машинах с системой CityPark, алгоритм работы которой сильно напоминает систему Park Assist компании Volkswagen. Такая система может втиснуть машину даже в промежуток между двумя плотно стоящими автомобилями. Ей нужно меньше свободного пространства.

А вот инженеры концерна BMW Group собрались полностью автоматизировать процесс парковки. По их технологии поставить BMW 7-й серии следующего поколения в гараж можно будет с пульта дистанционного управления — Remote Park Assist. Не нужно ни крутить руль, ни менять передачи, ни нажимать на газ или тормоз.

А что будет дальше? На этот вопрос конструкторы отвечают с ироничной улыбкой: «От систем автопарковки перейдем к полностью автоматическому управлению!»

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2008).