Сервер на колесах: каким будет транспорт будущего

Недавно со своим хорошим другом — известным декоратором и дизайнером интерьеров — разговорились на тему автомобилей. Сам он машину не водит и не хочет, но в некотором роде зависит от своих водителей и такси. Тема развития автомобилей ему интересна — с точки зрения возможности избавиться от этой зависимости. Поэтому и завязалась дискуссия. Говорили и про машины, и про то, как изменится транспорт и как мы станем перемещаться уже в недалеком будущем.
Сервер на колесах: каким будет транспорт будущего
iStock

Замечу, что в представлении большинства моих собеседников, не имеющих прямого отношения к информационным технологиям, я занимаюсь всем, что входит в эту сферу: от устройства смартфонов до беспилотного транспорта. Иногда меня это веселит, но, так или иначе, приходится быть в курсе последних достижений, чтобы «держать марку».

У меня нет сомнений, что рано или поздно беспилотный транспорт станет повседневной реальностью. Несмотря на то, что уже существует достаточно большое количество пилотных зон, где тестируются беспилотные автомобили, — первой зоной применения такого транспорта станет доставка. Крупная (грузоперевозки) и так называемая «последняя миля». Крупные перевозки – это, как правило, определенные маршруты, обычно проходящие по более простым дорогам без большого трафика. То есть более спокойным, чем суетливые дороги города. Поэтому такой вид доставки и перевозок намного проще перевести на беспилотный формат. А «последняя миля» – это небольшие расстояния и небольшие габариты. Здесь можно использовать даже пешеходные или велосипедные дорожки, вместо более агрессивной среды автомобильных улиц. Именно эти два типа «беспилотности» ближе всего находятся к этапу запуска для коммерческой эксплуатации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне очень интересно, что принесёт нам запуск беспилотного транспорта. Любопытно, как изменится транспорт в принципе. Какие «соседние» технологии будут влиять на него? Что нового, чего пока еще нет, появится в этой отрасли?

В теме развития индустрии транспорта нельзя упускать один аспект: переход на использование электрической тяги и значительное упрощение конструкции транспортного средства. Ведь механика работы автомобиля с двигателем внутреннего сгорания намного сложнее: сложнее и сам двигатель, и его окружение — коробка передач, топливная система, система охлаждения и т.д. Количество деталей, из которых состоит такой автомобиль, на порядок больше, чем в электрическом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современный автомобиль – это компьютер на колёсах, обеспечивающий функционирование сложных вспомогательных систем, реализованных как программное обеспечение, иногда «зашитое в железо», а иногда – нет. Правда, некоторые производители уже научились обновлять такое ПО автоматически из облака.

Google

А беспилотный автомобиль – уже «сервер на колёсах». Здесь необходимы вычислительные мощности намного большие. К тому же, надо быстрее принимать решения в процессе управления автомобилем, ведь времени на отправку в облако информации для расчётов и получение результатов нет. Да и нельзя зависеть от связи — слишком не безопасно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что ещё значительно повлияет на создание автомобилей будущего? На мой взгляд, новые материалы. Когда-то автомобили были тяжёлыми, «очень железными». Для обеспечения целостности корпуса использовали рамы и другие элементы силовой конструкции. За годы толщина металла стала значительно меньше. От рамы отказываются даже самые большие консерваторы среди производителей при обновлениях культовых моделей. И уже активно используются элементы кузова, изготовленные даже не из металла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да и сам процесс разработки нового автомобиля меняется. Используется специализированное программное обеспечение для проектирования, расчёта аэродинамики и других важных параметров. А первые прототипы печатают на 3D-принтере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Tesla

Получается, что автомобили в своём развитии двигаются в сторону материального упрощения, а значит, стоимости сборки. При этом существенную часть того, что является автомобилем, составляет теперь программное обеспечение. Такая эволюция напоминает прогресс, например, в компьютерах и смартфонах, когда аппаратное и программное обеспечения могут быть созданы разными производителями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так появятся аппаратная и программная платформы, производители которых могут быть совершенно разными и могут конкурировать каждый в своём сегменте. При этом производитель аппаратной будет использовать программную платформу чужого производства по лицензии. То же самое произошло, например, в сфере производства смартфонов. Есть множество производителей аппаратов, использующих одну программную платформу для «оживления» своих изделий. И с упрощением производства автомобилей делать их «железную часть» смогут многие. При этом такие «массовые» машины станут друг на друга похожи, потому что необходимость в индивидуальности и внешнем различии автомобилей пропадет. А большинство горожан просто перестанет покупать машины, ведь появится дешёвое беспилотное такси, которое можно вызвать в любой момент.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но для кого-то владение автомобилем останется важным и необходимым, например, с целью дальних поездок или как способ поддержания статуса. И для таких потребителей будет решение. Например, упрощение производства автомобиля приведёт к тому, что дизайнеры начнут разрабатывать для своих клиентов кузова транспортных средств. А эволюция материалов выльется в возможность печатать внешнюю оболочку автомобиля по полностью индивидуальному проекту. Сегодня аксессуар от модного дома – это сумочка с персонализацией, а завтра таким аксессуаром может стать автомобиль.

Да, это только один из возможных сценариев развития. Не более, чем экспертная гипотеза, возникшая в дружеском разговоре. Надеюсь, наша беседа подтолкнула моего друга-дизайнера на мысли о развитии и своей деятельности.