Audi e-tron Sportback: история о том, как немцы в фару проектор запихнули

В Россию приехал второй электрический автомобиль от Audi — e-tron Sportback. Официально его называют купе-кроссовер, хотя правильнее будет — лифтбек с увеличенным клиренсом. И несмотря на то, что технически он повторяет своего собрата «итрона», есть один очень интересный момент, мимо которого нельзя пройти без внимания.
Audi e-tron Sportback: история о том, как немцы в фару проектор запихнули

Обычно топовые разработки всегда ставятся на флагманские модели. В случае с Audi — в представительский седан Audi A8. Помните, как в 2013 году на «восьмёрке» впервые появились Matrix LED? Самые продвинутые на тот момент передовые чудо-фары имели пять секций по 25 светодиодов в каждой и отвечали за дальний свет. Блок управления собирал информацию с фронтальной камеры, датчиков освещения, системы ночного видения, учитывал GPS-данные (чтобы заблаговременно направить влево или вправо пучок света) и регулировал яркость каждого диода. Машина была нафарширована таким количеством приборов, что могла справиться с мониторингом до восьми автомобилей, двигающихся как в попутном, так и встречном направлении (выключая определённые секции, чтобы не слепить поток). На тот момент никто из существующих автопроизводителей такой технологией похвастаться не мог. Hella (а именно с ней Audi разрабатывает оптику) ушла далеко вперёд. 

На сей раз Ингольштадт (для тех, кто не знает: там находится штаб-квартира Audi) изменил своим традициям. Самые передовые фары — где-то в мире сейчас маркетолог выкрикивает «умные!» — установили именно в нашего только что прибывшего в Россию e-tron Sportback. Встречайте DigitalAudiMatrixLED — оптику нового поколения не только концерна, но и рынка.

Многие обозреватели, включая ох_уж_этих_блогеров, настолько были впечатлены цифрой в 1,3 млн микрозеркал в фаре (так говорилось в официальном пресс-релизе), что напрочь забыли про разработку, которой уже без малого 35 лет. И как вы думаете, где она впервые появилась? И как всегда товарищ Ленин был прав, когда говорил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Правильный ответ — в видеопроекторах, конечно же. Технологию DLP (digital light processing — цифровая обработка света) придумал американский физик Ларри Хорнбек аж в 1987 году, которого, между прочим, не так давно удостоили премии «Оскар» за вклад в создание и распространение кинофильмов. А вы что думали, золотые статуэтки получают только актёры и режиссёры?

Изначально компания Texas Instruments, где работал господин Хорнбек, с 1977 года трудилась над созданием технологии для высокоточной печати, однако команде никак не удавалось добиться однородности света. Впоследствии они поняли, что все огрехи, которые не стерпит бумага, может не увидеть человеческий глаз. Так в 1987 году, когда никаких других вариантов по применению не оставалось, группа разработчиков начала использовать микрозеркала в качестве простых оптических переключателей. Вы только представьте себе — провал в первоначальном проекте обернулся для Texas почти что в глобальную монополию на рынке МОЭМС (расшифровывается как микрооптические электромеханические системы или microoptical electromechanical systems). Если у вас сейчас на столе лежит Samsung или LG, то знайте — там стоят чипы от тех самых «Техасских Инструментов».

Кстати, чтобы оценить, каким долгим был путь такой разработки и как в этом техасцы преуспели, озвучу вам всего лишь один факт: первый DMD-чип (digital micromirror device, цифровое микрозеркальное устройство) мог похвастаться только 512 микрозеркалами. От 512 к 8 млн, размещенных на одной монете, — прогресс за 35 лет — чувствуете разницу?

Как это работает

Что общего между кинопроектором, гражданским проектором и фарой Audi? Правильный ответ: там установлен DMD-чип. Нам не позволили разобрать машину и оптику нового e-tron Sportback, поэтому я взял картинку из интернета, чтобы вам было понятнее. Вот так он выглядит:

DMD-чип представляет собой матрицу микрозеркал, количество которых равно разрешению устройства. Например, для разрешения 1920х1080 — необходимо чуть больше 2 миллионов. Каждое микрозеркало — это крошечная алюминиевая пластинка размером порядка 0,00001 на 0,00001 метра (или 10x10 микрон).

Зеркало установлено на ножке, а внизу у него расположены электроды, которые за счет кулоновской силы могут притягивать один из краев зеркала. Таким образом, зеркало может наклоняться в одну и в другую сторону.

В одном из двух положений зеркальце отражает попадающий на него свет в сторону линзы. В другом положении — направляет световой поток в сторону, на теплоотвод. В первом случае мы получаем белую точку (то есть пучок света), во втором – черную. Применительно к автомобилю: если вы включили дальний и на встречной полосе появился транспорт, то датчики отправляют команду чипу, чтобы тот повернул часть микрозеркал на теплоотвод. Водитель такое цветовое представление видит следующим образом: подсвечивается левая и правая обочины, а «встречка» находится в чёрном сегменте.



Есть легенда, что Хорнбек впервые задумался об этой технологии, когда ехал по пригороду на своем пикапе Chevrolet к себе домой и его солнечным зайчиком ослепила стеклянная открывающаяся дверь. Но мы-то с вами знаем как на самом деле всё было:

Что умеют Digital Matrix LED

Вы только представьте себе — почти четыре десятка лет DLP-технологии подбирались к автомобилю. Надежность конструкции, агрессивная среда (тряска, холод, жара, влага), долговечность эксплуатации и стоимость, в конце концов, не давали возможности её применять в транспорте. Но Hella совместно с Audi решили эти проблемы, и теперь мы можем себе представить, как будут выглядеть фары следующего поколения и в каком направлении развиваться.

Во-первых, Digital Matrix LED умеют беречь глаза в тёмное время суток теперь не только водителям встречных автомобилей, но и пешеходам. Система распознает человека и засвечивает только нижнюю часть туловища.

Во-вторых, она научились светить 50-метровым ковром перед автомобилем, причём полосу, в которой вы двигаетесь, и соседнюю, если включите указатель поворота при перестроении.

В-третьих, эти фары уже умеют предупреждать других водителей об авариях, ямах или обледенелых участках, проецируя соответствующие символы на дорожное полотно (но пока законодательно отключены). В перспективе — предупреждать о пешеходных переходах и проекцией, то есть стрелками, показывая направление движения.

В-четвёртых, появилось несколько фишек анимации, если активировать функцию Coming Home и Leaving Home, когда e-tron при запуске или выключении проецирует один из пяти рисунков на впередистоящем объекте или асфальте.

А что там по Спортбэку?

Напомню, что e-tron Sportback — это брат-близнец всем нам известного e-tron. Техническое оснащение этих моделей идентичное. Мы очень подробно писали по заряду, мощности моторов и фишках вот в этом материале.

Из внешних нововведений — покатая крыша и нисходящая задняя дверь, которая заканчивается спойлером, за счет чего удалось выиграть у классического «итрона» сотые доли в аэродинамике и 10 км в дальности хода.

Внутреннее убранство полностью повторяет своего собрата, как по качеству, так и по уровню отделки материалов. И у меня снова вопрос: ну почему Audi на российский рынок не ставит замки ремней безопасности с контурной подсветкой? Ну это же так удобно в тёмное время суток.

Немецкий электромобиль по-прежнему подкупает своей тишиной в салоне. 63 дБ на скорости свыше 100 км/ч могут сравниться только с Rolls-Royce. И то с небольшой разницей в десятые доли, что довольно смешно, поскольку такая тишина будет стоить в 4 раза дороже.

В дополнение к внутренней тишине подкупает не меньше внешняя. На вас не реагируют пешеходы (если идут спиной к автомобилю), дворовая живность в виде котов или собак. Даже гудящие звуки космических кораблей, то есть двигателей, им не указ прижаться к обочине.

Сколько вас, сумасшедших?

За ушедший год на наших просторах было продано 155 экземпляров обычного «итрона», он на одну единицу уступил первое место пижону и щёголю Porsche Taycan. В этом году к нам, аналоговым, прибыла версия Sportback, а господа из Штутгарта дополнили электрическую линейку версией Taycan Cross Turismo. VW думает привезти ID.3. Jaguar I-PACE старается не отставать, спотыкаясь впопыхах, но у них вечная беда с модификациями и новинками. Так это что получается — электрическому транспорту в России быть?