Автомобили-амфибии возвращаются — на этот раз с хорошими характеристиками, привлекательным внешним видом и умными технологиями.

Когда вы в последний раз возили за собой кого-нибудь на водных лыжах, а вместо катера у вас была легковая машина? Гражданские машины-амфибии к числу новинок не относятся — они известны больше 100 лет. Некоторые из них были способны дать жару на суше, однако все они позорно медленно плавали. Самый известный гибрид этого класса и единственная амфибия, производившаяся серийно, — это Amphicar. Детище немецкой промышленности представляло собой спортивного вида кабриолет, на котором можно было съехать с земли прямо в воду, но его 43-сильный двигатель обеспечивал максимальную скорость примерно 11 км/час. Увы, с такой скоростью на водных лыжах вы уйдете с головой под воду.

36 лет спустя после схода с конвейера последнего Amphicar неожиданно резко возродился интерес к автомобилям-амфибиям для активного отдыха. На сцену практически одновременно выходят как минимум три свежих, жизнеспособных модели. Их создатели хорошенько подумали над тем, как справиться с врожденными недостатками любой амфибии — значительным сопротивлением колес в воде и неспособностью глиссировать по водной глади.

Hydrocar Доббертина

Из нового трио амфибий Dobbertin HydroCar выглядит радикальнее всех. В 1990 г. дизайнер Рик Доббертин решил вместо проектирования обычных авто заняться созданием массивной амфибии под названием Dobbertin Surface Orbiter. В итоге его Orbiter проехал почти 50 000 километров и почти 5000 километров проплыл по водной глади, посетив 28 стран за три года.

Сборка прототипа HydroCar должна завершиться летом этого года. Он представляет собой конструкцию из трех секций-поплавков, покрытых специальным корабельным дюралем. Центральная секция несет на себе кабину водителя и средний привод трансмиссии. Две внешних секции являются несущими поплавками, которые способны одновременно подниматься и опускаться независимо от среднего корпуса. Поплавки-спонсоны заполнены пенополиуретаном для плавучести. Они связаны между собой сверху при помощи суппортов, проходящих через главный корпус, а снизу — тремя подводными крыльями, которые обеспечивают подъем для глиссирования. Между суппортами поплавков и основной секцией размещаются восемь воздушных подушек — четыре сверху и четыре снизу.

Накачка четырех верхних подушек опускает поплавки на 20 сантиметров по отношению к основному корпусу в водном режиме. Таким образом амфибия превращается в катамаран. Накачка нижних подушек поднимает поплавки для использования машины в сухопутном режиме.

Восемь дополнительных воздушных подушек монтируются над и под передней и задней осью для поднятия и опускания колес. В воде колеса втягиваются в специальные полости в поплавках, отверстие полости закрывается, и образуется ровное дно. На суше эти воздушные подушки играют роль традиционных пружин. Переход из сухопутного режима в морской или наоборот совершается нажатием кнопки и занимает 5 секунд.

Мощности у HydroCar будет достаточно. Ее обеспечит 8-цилиндровый V-образный двигатель Chevrolet объемом 8222 куб. см. Мощный двигатель соединен с автоматической трансмиссией GM и раздаточной коробкой для полноприводного автомобиля с одной отключаемой осью. Есть еще электронное сцепление, которое соединяет вал раздаточной коробки с наружным винтом. На задние колеса мощность не подается.

По выходе на сушу водитель включает полный привод, чтобы заработали передние колеса. Передний привод важнее заднего, потому что при выходе из воды передние колеса уже будут на суше, а «корма» машины, возможно, будет продолжать плыть. На земле сцепление отсоединяет винт от двигателя.

В воде переход на одноосный привод позволяет прекратить вращение передних колес, а мощность двигателя передается на заднюю ось для вращения винта. Наружный привод с гребным винтом отклоняется на 40 градусов в обе стороны и заодно выполняет роль руля. Его также можно поднять на 40 градусов вверх, чтобы не проткнуть кого-нибудь на шоссе. Бог с ними, остальными автолюбителями. Пусть себе считают, что вы едете на кухонном комбайне с колесами. На подтопленных равнинах вы посмеетесь последним.

Доббертин рассчитывает, что HydroCar будет разгоняться на суше до 200 км/час и свыше 80 км/час на воде. Однако испытать подобную скорость будет возможно при наличии у вас в кармане 150 тысяч долларов. Подробнее о машине можно узнать на сайте.

Watercar Марча

Если WaterCar Дейва Марча и похож на автомобиль Chevrolet Camaro, то это потому, что он на самом деле им и является. Ну, почти… Корпус внешне напоминает обычный Camaro 2002 года, но изготовлен он из стекловолокна. Это эффектный легкий кабриолет с отражателями и боковыми панелями. Чтобы превратить корпус в работающий прототип (на фото), развивающий скорость 200 км/час на суше и 72 км/час на воде, потребовался весь 20-летний опыт Марча в деле строительства автомобильных макетов и разработки машин, кораблей и самолетов. Марч удлинил нос корпуса на 20 сантиметров для лучшего глиссирования. Он сместил дверные проемы, убрал крышу и увеличил колесные арки, чтобы колеса могли втягиваться на 28 сантиметров во время перемещений по воде. Четырехместный Camaro смотрится как стремительная пирога, что достигнуто благодаря многолетнему опыту Марча в разработке кузовов. Двери герметизируются обычной автомобильной изоляцией, а ручки и замки авиационного типа закрывают двери намного эффективнее обычных автомобильных замков. Еще Amphicar имел двери, которые эффективно удерживали воду (если, конечно, вы не открывали их в воде).

Рама WaterCar сделана из квадратного тонколистового профиля (сталь марки 304), который вставляется в специальные выемки в корпусе. Так как у корпуса нет днища, Марчу пришлось создавать его из стекловолоконных панелей, которые он подогнал по форме. Дно было сделано в форме буквы V c большим развалом из-за низкой посадки Camaro. По словам Марча, только на корпус и днище у него ушло больше 3000 человекочасов. Поиск правильной конфигурации с залитыми стекловолокном деревянными рангоутами был сложным процессом проб и ошибок.

Подвеска очень простая. Собственно, за основу была взята серийная подвеска с Corvette C4 1986−1987 гг., в которой композитные пружины Corvette были заменены на амортизатор с пружиной. Обоймы подшипников колес переделаны так, чтобы через смазочный ниппель можно было впрыскивать специальную водостойкую смазку. Марч уверяет, что превратить солидные 17-дюймовые колеса Corvette в убирающиеся шасси было несложно. Он добавил консоль к верхнему креплению стойки амортизаторов и поднимает каждую стойку с верхним и нижним рычагами с помощью гидравлического подъемника.

Выбор двигателя для WaterCar был сделан во время гонок песчаных автомобилей-багги «Competition Hill» в родном городе Марча Эль-Центро (Калифорния). Марч заметил, что багги с 2,5-литровыми двигателями Subaru WRX засыпали песком тех, у кого стояли двигатели Corvette LT-1 и Cadillac Northstar. Ему удалось втиснуть оппозитный мотор и остальную часть привода Subaru под капот Camaro. Задние колеса приводятся во вращение усиленной трансмиссией типа Volkswagen. На воде машина двигается при помощи насоса-водомета Беркли. Главный компонент в системе — особая раздаточная коробка, разработанная Марчем, которая задействует либо колеса, либо насос, либо то и другое сразу — это нужно для того, чтобы выбраться из воды.

Марч принимает заказы на Water-Car на своем сайте. Цена составляет примерно $150 000. В планах есть вариант в виде внедорожника по цене от 80 до 100 тысяч долларов.

Aquada Гиббса

Aquada компании Gibbs Technologies из графства Уорикшир, Англия, дальше всех продвинулась среди нынешних амфибий. Первая волна британских машин должна была сойти с конвейера (или, если угодно, со стапелей) в феврале. Aquada с серийными номерами с 1 по 100 будет именоваться серией Bond (напоминая о Джеймсе Бонде, горячем поклоннике разной универсальной техники). По имеющейся информации, они смогут развивать на суше скорость 175 км/час и 55 км/час на море. Цена на Aquada в Великобритании составит $250 000, и, по словам совладельца компании Алана Гиббса, 20 машин уже продано.

В принципе, все детали этого аппарата, за исключением 6-цилиндрового V-образного 175-сильного 2,5-литрового двигателя Land Rover Freelander и 5-скоростной автоматической трансмиссии Jatco, были разработаны самим Гиббсом. Создание такого аппарата с нуля без использования имеющихся на рынке компонентов неизбежно увеличивает его стоимость. В композитном корпусе нет дверных проемов — якобы для того, чтобы обеспечить герметичность кабины. Странное решение, если учесть, что ни у Amphicar, ни у WaterCar не возникало проблем с герметизацией дверей. Забираться в Aquada придется через борт… Людям с артритом или слабыми тазобедренными суставами эта машина противопоказана. Корпус машины приклеен к раме из дюралевого профиля квадратного сечения.

На земле Aquada приводится в движение задней осью, а передняя — запускает струйный насос тяговой мощностью 9790 ньютонов. Гиббс вынужден был разработать его сам, поскольку не нашел готового насоса нужных размеров с такой мощностью. В целом, если сравнить автомобильные разработки американских инженеров с разработками их британских коллег, британцы предпочитают простоте сложность. Кроме отдельного вала передней оси у Aquada двойная система охлаждения: обычный охлаждаемый воздухом радиатор для наземного пробега и отдельный охлаждаемый водой теплообменник, используемый, когда кабина превращается в капитанскую рубку.

Переход в режим лодки осуществляется за 5 секунд простым нажатием кнопки, а сама смена режима происходит абсолютно незаметно. Встроенная система безопасности не допустит смены, пока бортовой компьютер не убедится, что ситуация за бортом соответствует пожеланиям водителя. Сенсоры дорожного просвета отслеживают, все ли колеса вышли полностью, другие сенсоры контролируют наличие воды в насосе.

Гиббс рассказывает, что заезжал в Темзу на скорости 40 км/час. Когда вода достигает определенного уровня, колеса втягиваются в специальные отсеки, а рулевое управление отключается благодаря сочлененным рулевым тягам. Направление насоса-водомета контролируется при помощи усилителя руля.

Для корректировки старта триммеры выставляются автоматически, а задняя ось отключается. Каждая полуось задних колес снабжена гидравлической муфтой, отключающейся в воде и включающейся для вращения колес на земле. По словам Гиббса, разогнавшись, Aquada выходит на режим глиссирования и легко летит к Лондону по Темзе (а он делает ручкой водителям, застрявшим в пробках).

И пока пробка рассасывается, они (если у них есть мобильный вход в Сеть) могут заглянуть на сайт Aquada.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2004).