Поездка на международный автомобильный салон — это один из лучших способов заглянуть в будущее автотранспорта. Если речь идет о Женеве или Токио, можно ожидать расширения временных горизонтов на десятки лет. Франкфуртский автосалон, напротив, раскрывает перспективы завтрашнего дня: показанные на автошоу концепт-кары, как правило, очень близки к запуску в серию.

Франкфуртский автосалон 2007 прошел под флагами экологии. Первой строкой в табличках с характеристиками автомобилей значились выбросы СО2, и каждый производитель посчитал своим долгом представить публике как минимум один, а то и несколько концептов экологически чистого транспорта. Взглянув на «стерильные» версии столь привычных автомобилей, как Ford Mondeo, Citroёn C4, Renault Megane, Peugeot 308 (биоэтанол), электрический Smart, водородный BMW и многие другие, можно подумать, что воздух уже становится чище с каждым днем. К сожалению, это не совсем так. Автомобили, способные потреблять наряду с обычным бензином этанол, можно приобрести уже сейчас, однако инфраструктура для их полноценного использования до сих пор не создана. Заправки, на которых можно приобрести биоэтанол или тем паче водород, пока трудно назвать массовым явлением, а автомобили, заряжающиеся от бытовой сети переменного тока, нельзя считать полноценным видом транспорта из-за небольшого запаса хода.

И все же мы можем пересесть на гораздо более чистые и экономичные автомобили уже сегодня, не испытывая ни малейших неудобств. Речь идет о машинах с гибридными силовыми установками. Битву за лидерство на рынке гибридов еще десять лет назад выиграла компания Toyota, представив Prius с принципиально новой бесступенчатой трансмиссией. Наконец-то и остальные автопроизводители бросились догонять Toyota, стараясь перещеголять друг друга в конструировании гибридных силовых установок, эффективных как с точки зрения использования энергии, так и с точки зрения производственных затрат.

О гибридной трансмиссии автомобилей Toyota и Lexus мы не раз рассказывали на страницах журнала. Напомним, что центральный элемент конструкции — планетарная передача, которая выполняет роль дифференциала между двигателем внутреннего сгорания, генератором и электромотором, жестко связанным с колесами. ДВС работает на наиболее эффективных оборотах (максимальной мощности или экономичности, в зависимости от ситуации), скорость вращения колес определяется электромотором и дорожными условиями, а разница в скорости благодаря дифференциалу достается генератору. В результате мы получаем автомобиль, лишенный коробки передач, со всеми вытекающими последствиями: моментальными реакциями на педаль газа, неразрывным крутящим моментом, отсутствием рывков и задумчивости при переключениях. Еще одно неоспоримое достоинство этих автомобилей в том, что их можно приобрести уже сегодня. В России доступны гибридные Lexus, в США, Европе и Японии — Toyota Prius второго поколения. Последнюю модификацию Prius, показанную во Франкфурте, можно подзаряжать от электросети 220 В.

Похожую по сложности схему трансмиссии можно увидеть на концепте BMW X6. В этом автомобиле к валу двигателя с помощью планетарных передач (дифференциалов) подсоединены два электромотора для различных скоростных режимов.

Серийный гибрид предлагает и компания Honda. Civic Hybrid устроен значительно проще, чем Prius: плоский электромотор размещается между ДВС и стандартной коробкой передач. Автомобили, построенные по похожей схеме, вскоре появятся у Citroёn, аналогичные концепты показали Mercedes и Audi. В такой конструкции многое зависит от сцепления. К примеру, трансмиссия Audi с раздельными сцеплениями для ДВС и электромотора позволяет авто ездить только на электротяге, как Toyota или Lexus. Opel планирует начать выпуск гибридной Corsa, устроенной еще проще: генератор, подсоединенный к двигателю традиционным ременным приводом, будет также исполнять роль стартера и электродвигателя, помогающего ДВС разгоняться.

Самый экстремальный подход к гибридам демонстрируют концепты Chevrolet Volt, Opel E-Flex и Volvo ReCharge. Их ДВС работают на эффективных оборотах и используются для вращения генератора. За движение автомобиля отвечают электродвигатели, а в случае с Volvo — индивидуальные мотор-колеса. Правда, таким машинам до серийного производства еще очень далеко.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2007).