Современные автомобили уже нередко оснащаются компьютерами, которые автоматически запирают двери, отслеживают состояние дороги или меняют давление в шинах. Но им еще есть куда расти. Группа американских исследователей занимается разработкой настоящего «умного» автомобиля, способного анализировать поведение водителя и реагировать на него.

Разработчики сами испытывают возможности «умного» автомобиля. Шлемы, оснащенные электродами, соединены с энцефалографом
«Умная» машина на полевых испытаниях

Стартовавший около 5 лет назад проект ведет группа разработчиков во главе с Кевином Диксоном (Kevin Dixon). Интерес к нему проявило знаменитое агентство перспективных военных технологий DARPA, выделившее ученым изрядное финансирование. Три года назад прототип «умного» автомобиля уже прошел испытания на дорогах Европы. Такой автомобиль умеет, например, следить за манерой вождения и решать, насколько утомлен или напряжен водитель, а в сложной ситуации — ответить на телефонный звонок и попросить подождать на линии.

«Мы использовали информацию, которую обычный бортовой компьютер и так получает: например, исходя из данных о давлении на педаль тормоза, угле поворота колес, система включает боковые или тормозные огни. А дополнительные сенсоры позволили нам получить информацию о положении тела водителя, снимая показатели давления на кресло или отслеживая направление его лица с помощью ультразвуковых датчиков», — рассказывает доктор Диксон.

В ходе исследования ученые экипировали водителей специальными шлемами, связанными с электроэнцефалографом, и отслеживали активность различных областей мозга в процессе вождения. Полученные данные были проанализированы, и из них выделили стандартные элементы, характерные для той или иной ситуации — медленного приближения встречного транспорта, или смене ряда при обгоне. На основе таких стандартных схем компьютер «научился» относить положение на дороге к безопасным или к опасным. В последнем случае система автоматически старается разгрузить внимание водителя или хотя бы предупредить его.

Особенно технология заинтересовала военных: с ее помощью они надеются оснастить свой автопарк новыми функциями. К примеру, проанализировав ситуацию, компьютер может решить, что она создает чересчур серьезную нагрузку на водителя, и в этом случае он переадресует дополнительные задачи — например, срочную связь с базой — одному из пассажиров.

«Оригинальность нашего проекта, — поясняет Кевин Диксон, — состоит в том, что мы ничего не делаем собственно с самим автомобилем. Программное обеспечение, способное анализировать ситуацию и относить ее к разряду опасных или безопасных, может устанавливаться на уже существующие бортовые компьютеры».

Кстати, не так давно уже сообщалось о разработке сиденья, способного заметить, что водитель заснул, и разбудить его, чтоб не случилось беды: «Недремлющий рулевой».

По пресс-релизу Sandia National Laboratories