РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грузоперевозки будущего: что будет c ними в ближайшие 10 лет

Сто лет назад фантасты представляли, что люди будущего будут ездить на турбопоездах, летающих автомобилях, а работу за них будут делать роботы. Сейчас мы понимаем, что чего-то не будет никогда, а вот что-то появится совсем скоро. Вместе с компанией «Умная Логистика», создателями IT-экосистемы для транспортных компаний и грузовладельцев, рассказываем, что произойдет с грузоперевозками в ближайшие 10 лет.

Транспорт

Если раньше фантасты грезили о машинах, которые будут перевозить людей и грузы с максимальной скоростью, то сейчас понятно, что производители думают об экономичном, экологичном и «умном» транспорте.

Автономный транспорт. Экономить на перевозках можно с помощью автономных автомобилей. Tesla за последние два года уже представила электрические пикап и полуприцеп, готовые к производству. Полуприцеп Semi может проехать на одном заряде батареи до 800 километров. Он позволяет сэкономить вдвойне — не нужно платить за топливо и обслуживать двигатель внутреннего сгорания. Но пока использовать полуприцеп и пикап нельзя — зарядных станций с каждым годом становится все больше, но не все из них подходят для грузовиков.

Экологичный транспорт. Чем больше транспорта, тем больше парниковых газов и вреда атмосфере — решать эту проблему можно по-разному. Часть ученых предлагает в принципе сокращать количество автомобилей и использовать 3D-печать, чтобы можно было производить почти любой продукт в любом месте. Но пока более здравой идеей кажется использование альтернативного топлива. Несколько лет назад Toyota создала Mirai — автомобиль, работающий на водороде, и не выделяющий никаких вредных выбросов. Пока проблема, как и у Tesla, в высокой цене и отсутствии заправочных станций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беспилотный транспорт. В грузоперевозках сильнее всего нужны беспилотные грузовики и вилопогрузчики. И тех и других уже начинают тестировать и производить. Например, китайские грузовики Q-Truck тестируют в морских портах — они видят на 150 метров с углом обзора в 360 градусов, поднимают до 80 тонн и разгоняются до 90 километров в час. Российские разработки не отстают: это и беспилотный грузовик EVO-1, и автономный электрогрузовик КАМАЗ-3373. Обе модели сейчас проходят необходимые тесты и скоро будут отправлены в производство. Но для полноценных перевозок сначала должны быть разработаны законы, по которым можно эксплуатировать беспилотные грузовики.

Сервис

Транспортных компаний и сервисов курьерской доставки становится все больше. И проще всего выиграть в конкурентной борьбе, если доставляешь товар в день покупки. Это идеальный результат и именно ради него компании улучшают сервис, автоматизируют процессы и используют новые технологии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

IT-решения для учета и мониторинга перевозок. Чем больше автоматизированы перевозки, тем проще и быстрее работать транспортным компаниям. И тем дешевле становятся перевозки для конечных клиентов. Электронный документооборот помогает не терять документы, обмениваться ими быстро, а также создавать новые, экономя время на вводе данных. Но что важнее — такие решения помогают видеть, где находится груз в каждый момент перевозки, корректировать маршрут и автоматически оповещать клиентов, если сроки доставки могут быть сорваны. 

Аналитика с помощью обработки «больших данных». С помощью «больших данных» транспортные компании могут разрабатывать более удобные маршруты, учитывая наличие АЗС и другой инфраструктуры, снижать холостой пробег грузовиков, анализировать износ транспорта и оборудования. Это позволит экономить и снижать цену перевозки для конечного заказчика. 

Интернет вещей. Если сейчас эту концепцию используют для создания умных домов, то в будущем это поможет в производстве и перевозках. Заказчик всегда сможет узнать состояние груза, его температуру, влажность и другие характеристики, сможет принять меры, чтобы он не испортился. 

Также интернет вещей пригождается для складского учета. Уже давно кладовщики работают с терминалами сбора данных, устройствами размером со смартфон — достаточно поднести его к штрих-коду и получить информацию о продукте. С каждым годом терминалы становятся все удобнее — например, кладовщик надевает на палец кольцо со сканером, а информацию получает на часы. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один вариант — терминалы сбора данных, работающие с дополненной реальностью. Подносишь сканер к штрихкоду и получаешь не текст, а двух- или трехмерное изображение товара, по которому можно понять его объемы и состояние. 

Блокчейн. Блокчейн — это базы данных, которые хранятся сразу у миллионов пользователей и поэтому более вряд ли пострадают из-за сбоев. Также эти записи не могут быть удалены или изменены. Это дает возможность совершать более безопасные и прозрачные сделки. Никто не сможет украсть накладную на товар или сами товары, используя поддельные документы — система застрахована от этого. 

3D-печать. Если у тебя есть 3D-принтер и «чертеж» изделия, то ты можешь произвести его почти в любых условиях, было бы сырье. Не нужно вести мебель из Владивостока в Москву — достаточно привести сырье, чтобы напечатать ее на месте. Также использование этой технологии позволит транспортным компаниям на месте произвести новую деталь или продукт взамен испорченного при перевозке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роботы на складах. Роботы уже постепенно вытесняют «живых» сотрудников со складов. Например, на складах Amazon они сортируют товары, ориентируясь в пространстве с помощью QR-кодов на полу. Роботы удобны тем, что их легко можно починить, заменить, а также их работу проще контролировать. 

Дальше — больше. Некоторые эксперты прогнозируют, что склад и беспилотный автомобиль будут объединены в единую автономную систему: складские роботы сами находят товар, грузят его, предлагают удобное окно доставки, учитывают, есть ли свободные ячейки в пункте прибытия. Дальше товар грузится в автомобиль, а тот отвозит его на склад заказчика. Конечно, для координации пока понадобится оператор, но разработчики считают, что он может управлять системой удаленно.

Роботов тестируют и применяют не только на складах, но и в портах. Например, грузовые терминалы и краны TraPac способны поднимать грузы весом в 4-5 тонн и работают почти без контроля человека.

Дороги

Умные дороги. Чем больше у автомобиля информации о маршруте, тем более безопасной может стать перевозка. Пока для этого предлагают снабжать автомобили специальными датчиками — с их помощью машины будут считывать данные от городских объектов, столбов, домов, обмениваться данными с ними и между собой и выбирать оптимальные скорость движения и маршрут. Это поможет не только быстрее ездить, но и не мешать дорожным и другим экстренным службам, лучше находить места для парковки. В итоге с дорог могут исчезнуть светофоры и другие знаки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тоннели. Пока это кажется только мечтой Илона Маска, но вполне может воплотиться в жизнь. Компания The Boring Company проектирует и прокладывает подземные тоннели, которые помогут безопасно передвигаться на любые расстояния в любых погодных условиях. Но эта технология достаточно дорогая и пока непонятно, как бурить тоннели в местностях со сложным ландшафтом.

Что в итоге

Будущее уже наступило, и практически все технологии, которые будут использовать в грузоперевозках в ближайшие 10 лет, сейчас находятся на стадии тестирования.

Главным изменением станет не только новый транспорт, но и IT-решения. Они помогут улучшить сервис и изменить отношения между транспортными компаниями и грузовладельцами. Автоматизация и роботы могут привести к сокращению персонала. Чтобы остаться в компаниях, логисты должны будут осваивать новые компетенции.

Материал подготовлен совместно с компанией «Умная Логистика»

Загрузка статьи...