Грузоперевозки будущего: что будет c ними в ближайшие 10 лет

Сто лет назад фантасты представляли, что люди будущего будут ездить на турбопоездах, летающих автомобилях, а работу за них будут делать роботы. Сейчас мы понимаем, что чего-то не будет никогда, а вот что-то появится совсем скоро. Вместе с компанией «Умная Логистика», создателями IT-экосистемы для транспортных компаний и грузовладельцев, рассказываем, что произойдет с грузоперевозками в ближайшие 10 лет.
Грузоперевозки будущего: что будет c ними в ближайшие 10 лет

Транспорт

Если раньше фантасты грезили о машинах, которые будут перевозить людей и грузы с максимальной скоростью, то сейчас понятно, что производители думают об экономичном, экологичном и «умном» транспорте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автономный транспорт. Экономить на перевозках можно с помощью автономных автомобилей. Tesla за последние два года уже представила электрические пикап и полуприцеп, готовые к производству. Полуприцеп Semi может проехать на одном заряде батареи до 800 километров. Он позволяет сэкономить вдвойне — не нужно платить за топливо и обслуживать двигатель внутреннего сгорания. Но пока использовать полуприцеп и пикап нельзя — зарядных станций с каждым годом становится все больше, но не все из них подходят для грузовиков.

Экологичный транспорт. Чем больше транспорта, тем больше парниковых газов и вреда атмосфере — решать эту проблему можно по-разному. Часть ученых предлагает в принципе сокращать количество автомобилей и использовать 3D-печать, чтобы можно было производить почти любой продукт в любом месте. Но пока более здравой идеей кажется использование альтернативного топлива. Несколько лет назад Toyota создала Mirai — автомобиль, работающий на водороде, и не выделяющий никаких вредных выбросов. Пока проблема, как и у Tesla, в высокой цене и отсутствии заправочных станций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беспилотный транспорт. В грузоперевозках сильнее всего нужны беспилотные грузовики и вилопогрузчики. И тех и других уже начинают тестировать и производить. Например, китайские грузовики Q-Truck тестируют в морских портах — они видят на 150 метров с углом обзора в 360 градусов, поднимают до 80 тонн и разгоняются до 90 километров в час. Российские разработки не отстают: это и беспилотный грузовик EVO-1, и автономный электрогрузовик КАМАЗ-3373. Обе модели сейчас проходят необходимые тесты и скоро будут отправлены в производство. Но для полноценных перевозок сначала должны быть разработаны законы, по которым можно эксплуатировать беспилотные грузовики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сервис

Транспортных компаний и сервисов курьерской доставки становится все больше. И проще всего выиграть в конкурентной борьбе, если доставляешь товар в день покупки. Это идеальный результат и именно ради него компании улучшают сервис, автоматизируют процессы и используют новые технологии.

IT-решения для учета и мониторинга перевозок. Чем больше автоматизированы перевозки, тем проще и быстрее работать транспортным компаниям. И тем дешевле становятся перевозки для конечных клиентов. Электронный документооборот помогает не терять документы, обмениваться ими быстро, а также создавать новые, экономя время на вводе данных. Но что важнее — такие решения помогают видеть, где находится груз в каждый момент перевозки, корректировать маршрут и автоматически оповещать клиентов, если сроки доставки могут быть сорваны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналитика с помощью обработки «больших данных». С помощью «больших данных» транспортные компании могут разрабатывать более удобные маршруты, учитывая наличие АЗС и другой инфраструктуры, снижать холостой пробег грузовиков, анализировать износ транспорта и оборудования. Это позволит экономить и снижать цену перевозки для конечного заказчика.

Интернет вещей. Если сейчас эту концепцию используют для создания умных домов, то в будущем это поможет в производстве и перевозках. Заказчик всегда сможет узнать состояние груза, его температуру, влажность и другие характеристики, сможет принять меры, чтобы он не испортился.

Также интернет вещей пригождается для складского учета. Уже давно кладовщики работают с терминалами сбора данных, устройствами размером со смартфон — достаточно поднести его к штрих-коду и получить информацию о продукте. С каждым годом терминалы становятся все удобнее — например, кладовщик надевает на палец кольцо со сканером, а информацию получает на часы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один вариант — терминалы сбора данных, работающие с дополненной реальностью. Подносишь сканер к штрихкоду и получаешь не текст, а двух- или трехмерное изображение товара, по которому можно понять его объемы и состояние.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Блокчейн. Блокчейн — это базы данных, которые хранятся сразу у миллионов пользователей и поэтому более вряд ли пострадают из-за сбоев. Также эти записи не могут быть удалены или изменены. Это дает возможность совершать более безопасные и прозрачные сделки. Никто не сможет украсть накладную на товар или сами товары, используя поддельные документы — система застрахована от этого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3D-печать. Если у тебя есть 3D-принтер и «чертеж» изделия, то ты можешь произвести его почти в любых условиях, было бы сырье. Не нужно вести мебель из Владивостока в Москву — достаточно привести сырье, чтобы напечатать ее на месте. Также использование этой технологии позволит транспортным компаниям на месте произвести новую деталь или продукт взамен испорченного при перевозке.

Роботы на складах. Роботы уже постепенно вытесняют «живых» сотрудников со складов. Например, на складах Amazon они сортируют товары, ориентируясь в пространстве с помощью QR-кодов на полу. Роботы удобны тем, что их легко можно починить, заменить, а также их работу проще контролировать.

Дальше — больше. Некоторые эксперты прогнозируют, что склад и беспилотный автомобиль будут объединены в единую автономную систему: складские роботы сами находят товар, грузят его, предлагают удобное окно доставки, учитывают, есть ли свободные ячейки в пункте прибытия. Дальше товар грузится в автомобиль, а тот отвозит его на склад заказчика. Конечно, для координации пока понадобится оператор, но разработчики считают, что он может управлять системой удаленно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роботов тестируют и применяют не только на складах, но и в портах. Например, грузовые терминалы и краны TraPac способны поднимать грузы весом в 4-5 тонн и работают почти без контроля человека.

Дороги

Умные дороги. Чем больше у автомобиля информации о маршруте, тем более безопасной может стать перевозка. Пока для этого предлагают снабжать автомобили специальными датчиками — с их помощью машины будут считывать данные от городских объектов, столбов, домов, обмениваться данными с ними и между собой и выбирать оптимальные скорость движения и маршрут. Это поможет не только быстрее ездить, но и не мешать дорожным и другим экстренным службам, лучше находить места для парковки. В итоге с дорог могут исчезнуть светофоры и другие знаки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тоннели. Пока это кажется только мечтой Илона Маска, но вполне может воплотиться в жизнь. Компания The Boring Company проектирует и прокладывает подземные тоннели, которые помогут безопасно передвигаться на любые расстояния в любых погодных условиях. Но эта технология достаточно дорогая и пока непонятно, как бурить тоннели в местностях со сложным ландшафтом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что в итоге

Будущее уже наступило, и практически все технологии, которые будут использовать в грузоперевозках в ближайшие 10 лет, сейчас находятся на стадии тестирования.

Главным изменением станет не только новый транспорт, но и IT-решения. Они помогут улучшить сервис и изменить отношения между транспортными компаниями и грузовладельцами. Автоматизация и роботы могут привести к сокращению персонала. Чтобы остаться в компаниях, логисты должны будут осваивать новые компетенции.