Чем степень сжатия двигателя отличается от компрессии

Казалось бы, степень сжатия и компрессия в двигателе внутреннего сгорания должны быть если не одинаковыми, то весьма схожими вещами. На самом же деле это совершенно не так.
Чем степень сжатия двигателя отличается от компрессии
Pixabay

Оба этих термина касаются давления, но обозначают совершенно разные вещи

Как вы помните из конструкции двигателя внутреннего сгорания, поршень в цилиндре имеет две мёртвых точки — верхнюю и нижнюю. Степень сжатия – это отношение между двумя объёмами цилиндра: когда поршень находится в нижней и в верхней мёртвых точках. Фактически это математическое отношение, которое показывает, во сколько раз смесь сжимается в цилиндре при работе двигателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Степень сжатия — это одна из базовых характеристик любого двигателя, которая закладывается на стадии проектирования. В целом по мере развития технологий степень сжатия в моторах растёт, поскольку её повышение позволяет увеличить КПД, получая тем самым больше мощности при том же рабочем объёме. С этим связано и применение более высокооктанового топлива.

Компрессия — вещь принципиально иная. Это давление, создаваемое в цилиндре в конце такта сжатия, когда поршень идёт от нижней мёртвой точки к верхней, сжимая воздух или смесь. Давление в цилиндре в тот момент, когда поршень достиг верхней мёртвой точки, и есть компрессия. Как и степень сжатия, она показывает разницу давления в цилиндре при двух положениях поршня – верхнем и нижнем.

Однако на самом деле компрессия значительно выше, ведь воздух при сжатии нагревается, а давление растёт. Именно максимально близкие к «заводским» значения компрессии являются показателем исправности двигателя с приличным пробегом. Низкая компрессия неминуемо означает наличие проблем с мотором, поскольку в этом случае воздух «утекает» из камеры сгорания.