Посетители выставки «Интеравто-2007» с удивлением смотрели на необычный концепт-кар QarmaQ, выставленный на стенде компании Hyundai. Посетители подходили к машине, ощупывали ее и с разочарованным удивлением спрашивали: «Пластик? И двери — тоже пластик?» Но консультанты, вместо того чтобы смутиться, с гордостью отвечали: «Да, пластик! И двери, и крылья, и крыша, и остекление — весь кузов пластиковый! В этом весь смысл!»

Пока это в чистом виде концепт-кар, однако в QarmaQ компания Hyundai совместно с GE Plastics «обкатывают» технологии, которые найдут свое применение в серийных автомобилях через пять-десять лет
Не исключено, что автомобиль будущего будет очень похож на этот
Полимерные кузовные панели, изготовленные методом литья под давлением, предоставляют автомобильным дизайнерам невиданную ранее свободу творчества. Полностью прозрачная крыша из поликарбоната включает интегрированную на этапе производства антенну

Рождение концепции

«Конечно, это не первый автомобиль с пластиковыми деталями кузова, — говорит Нико Эгельман, коммерческий директор автомобильного подразделения GE Plastics в Восточной Европе. — Еще в начале XX века Генри Форд пытался устанавливать на свои машины кузовные элементы, сделанные не из металла, а из полимеров, причем полученных из растительного сырья. У знаменитого немецкого автомобиля 1960-х годов — Trabant — был пластиковый кузов. А когда я 20 лет назад приехал в Россию на завод АЗЛК, то был буквально поражен проектом, который мне представили: автомобиль, весь кузов которого полностью изготовлен из пластиковых деталей! Но проект русских инженеров опередил свое время и поэтому не был осуществлен».

Тем временем технологии совершенствовались, появлялись новые материалы, и несколько лет назад компания GE Plastics (с сентября она сменила свое название на Sabic Innovative Plastics) решила осуществить дерзкий проект — построить автомобиль, кузов которого был бы полностью пластиковым. И не только кузов, но и остекление! «Мы обратились с подобным предложением сразу к нескольким автопроизводителям, — вспоминает Нико Эгельман, — и самой первой отозвалась на него корейская компания Hyundai. Оказывается, конструкторы этой фирмы уже планировали что-то подобное, и наша идея упала на благодатную почву. Так и родился QarmaQ».

«Зеленая» машина

QarmaQ — это технологический демонстратор, на примере которого GE Plastics представляет свое видение того, каким будет автомобиль будущего. «Дело не только во внешнем виде, — объясняет Нико Эгельман. — Философия машины определяется даже из ее названия». Qarmaq — это традиционное жилище эскимосов Гренландии, Канады и Аляски (инуитов), сделанное из натуральных, экологичных материалов — дерна, китового уса и шкур животных. Конечно, в конструкции QarmaQ вы не найдете дерна или китового уса, но инженеры европейского конструкторско-технического центра Hyundai Motor в Руссельхайме и автомобильного подразделения GE Plastics хотели донести до публики одни и те же ключевые понятия: экология и безопасность.

Когда автомобильные конструкторы говорят об экологии, обычно подчеркивают экономичность мотора и экологический класс. Тут у QarmaQ, относящегося к модному сейчас классу спортивных кроссоверов, все в порядке — его дизельный двигатель удовлетворяет нормам Евро-5. Но даже снижение массы на 60 кг по сравнению с традиционным металлическим кузовом, обещающее уменьшить потребление топлива на 80 литров в год и снизить годовую эмиссию парниковых газов на 200 кг, — это капля в море. Основное же экологическое достоинство машины заключается в том, что все кузовные панели сделаны из пластиков Xenoy iQ и Valox iQ. «iQ — это серия материалов, разработанных в рамках нашей программы под названием ecomagination, «эковоображение», — говорит Дерек Букмастер, директор по маркетингу подразделения автомобильных кузовных панелей и остекления GE Plastics. — Эти материалы изготавливаются из отслужившего свое полиэтилентерефталата (ПЭТ), но это не обычная переработка вторсырья, а сложный химический процесс, благодаря которому мы получаем материалы, не уступающие по своим качествам полимерам, произведенным из традиционного сырья». Наиболее известный источник ПЭТ — это пластиковые бутылки: «в кузове» QarmaQ их приблизительно 900 штук.

В аквариуме

Hyundai QarmaQ — одна из немногих машин, которая предоставила автомобильным дизайнерам невиданную ранее свободу творчества. Панорамное лобовое стекло? — Пожалуйста! Прозрачная панорамная крыша с интегрированной радиоантенной? — Легко! А как насчет профилированных дверей с прозрачным окном сложной формы? — Никаких проблем! Не автомобиль, а прямо-таки мечта дизайнера…

«Кстати, посмотрите на заднюю часть крыши! — обращает мое внимание Дерек Букмастер. — Видите две куполообразные выштамповки? Как думаете, для чего они?» Я теряюсь в догадках. «Эти выступы решают общую проблему всех автомобилей спортивной внешности. Они сделаны для того, чтобы задние пассажиры не упирались в покатую крышу головами. А сделать крышу более высокой нельзя: пропадет спортивный облик!» — смеется мой собеседник. Вообще машина больше всего напоминает кабину вертолета или самолета: остекление везде, где только можно. Разумеется, никакого традиционного силикатного стекла — только небьющийся поликарбонат Lexan. «Но ведь он мягкий и будет царапаться! — удивляюсь я. — Во что же может превратиться такой автомобиль через полгода-год?» «Нет никаких поводов для беспокойства! — отвечает Дерек. — Сам поликарбонат, конечно, достаточно мягкий материал, но с помощью плазмохимического газофазного осаждения на него напыляется тонкий слой диоксида кремния — иначе говоря, кварцевого стекла. Именно этот слой и противостоит царапинам, причем весьма успешно. Кстати, такие же покрытия наносятся и на линзы автомобильных фар, которые у большинства современных машин сделаны из поликарбоната».

Безопасность

Машина будущего должна быть безопасной, причем не только для водителя и пассажиров, но и для пешеходов. Последняя задача — самая сложная, и именно ее решение продемонстрировали инженеры Hyundai и GE. Нет, никаких подушек безопасности или «выстреливающих» капотов — специально для этой машины была разработана система Elastic Front, состоящая из зон с запрограммированной деформацией, расположенных под передними крыльями, бампером и капотом. «Никто раньше не применял такой технологии! — с гордостью говорит Дерек Букмастер. — Деформируемые панели из нашего полимера Xenoy iQ легче металлических элементов, но работают ничуть не хуже, причем как при низкой, так и при высокой температуре». Правда, он тут же оговаривается, что обеспечением безопасности водителя и пассажиров никто особо не занимался — эту задачу пока отложили, ведь это пока концепт.

«А обеспечить безопасность водителя и пассажиров в пластиковой машине проще или сложнее, чем в традиционном автомобиле?» — интересуюсь я. Дерек Букмастер пожимает плечами: «Не сложнее и не легче — примерно так же, просто все по‑другому. Вообще подобные машины конструируются совершенно иначе, чем традиционные. Например, поликарбонатное остекление имеет по сравнению с традиционным большую прочность, но меньшую жесткость, поэтому просто вставить вместо обычных стекол поликарбонатные нельзя. То же самое относится и к крыше — автомобиль должен быть особым образом спроектирован в расчете на это». У Hyundai QarmaQ жесткость обеспечивает стальная рама, на которую и навешиваются пластиковые панели.

Может быть, когда-нибудь кузовные панели на автомобилях будут меняться так же легко, как это делается сейчас на сотовых телефонах?

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2007).