Миниатюрные автомобили представляют собой отдельное, очень интересное и в чем-то трогательное направление автобизнеса. В середине 1950-х на улицах Европы можно было увидеть множество причудливых малюток, имевших три колеса, двухтактный моторчик и сиденье, на котором мог уместиться один (не самый крупный) человек.

Реклама 1950-х: Peel P50 можно поднять одной рукой
Немало экземпляров Peel P50 сохранилось и до наших дней — как и немало их поклонников
Mivalino — итальянская версия автомобиля Messerschmitt KR-175, изготовленная мотоциклетной компанией Mi-Val в 1954 г.
Вторая попытка англичан: Peel Trident
Izetta с единственной дверцей спереди

В условиях современного большого города с его вечными пробками и жестким дефицитом места для парковки миниатюрные авто обладают рядом вполне очевидных преимуществ. Они очень практичны и дешевы, при этом их можно ставить буквально на любом пятачке свободного места. Разумеется, по уровню комфорта они значительно уступают традиционным автомобилям, зато в «продвинутых» странах их владельцы пользуются репутацией умных и неравнодушных людей, заботящихся о своем городе, окружающих людях и окружающей среде. Некоторые малолитражки тратят на 100 км пути чуть более 2 л бензина. Как часто повторяют в рекламе подобных малюток, дешевле можно передвигаться только пешком.

Сейчас в мире просматривается тенденция к росту популярности мало- и микролитражек, однако современные габариты подобных автомобильчиков все равно не идут ни в какое сравнение с тем, что предлагали производители полвека назад. В 1950-е наблюдался настоящий бум миниатюрных автомобилей. В следующем десятилетии эта волна пошла на спад, что, по‑видимому, объясняется общим экономическим ростом и увеличением доходов населения. К 1970-м «крошки» практически исчезают, чтобы вновь начать медленное возрождение уже в наши дни.

Самым маленьким автомобилем, производившимся серийно, считается Peel P50 — детище британской компании Peel Engineering. Эта симпатичная малютка выпускалась с 1963 по 1964 г. Несмотря на крайне скромные габариты (1,3 м в длину, 1 м в ширину и 1,17 м в высоту) она способна вместить в себя одного взрослого человека и доставить его туда, куда требуется. Машина имела крытый застекленный кузов, три 5-дюймовых (13 сантиметров) колеса, двухтактный мотоциклетный двигатель объемом в 49 см³, одну фару на все случаи жизни и одну небольшую дверцу. P50 был настолько компактным и легким, что его можно было приподнять одной рукой и возить за собой наподобие сумки с колесиками. А в 1964 г. компания Peel Engineering выпустила новую модель под названием Trident, которую часто описывали как «наземный вариант летающего блюдца».

Пожалуй, больше всего компактных автомобилей построили немцы. К числу безусловных удач немецких инженеров относится открытый автомобиль Mopetta, подкупающий гоночными обводами корпуса. Ну а наиболее массовой малюткой пятидесятых является бюджетный автомобильчик Izetta, разработанный в Италии и выпускавшийся множеством европейских компаний, в частности — компанией BMW. Машина отличается весьма нестандартной компоновкой — вся ее передняя часть вместе с фарами и лобовым стеклом представляет собой одну большую дверцу. Зато внутрь легко можно запихнуть двух взрослых с ребенком. Автомобиль продавался почти во всех западноевропейских странах, успел сняться во множестве фильмов и получил немало смешных имен. Французы окрестили его «стаканчиком для йогурта», немцы — «гробом на колесиках», итальянцы — «маленькими яйцами» (нетрудно догадаться, что они имели ввиду). В Германии Izetta послужила в роли самого настоящего полицейского автомобиля. Выглядело это, наверняка, презабавно, однако следует признать, что в условиях узких и тесных улочек использование малолитражек оперативными службами представляется вполне разумной и оправданной практикой.

Между прочим, научить расходовать всего пару литров на 100 км можно и обычный автомобиль — мы писали об этом в статье «20 миллилитров солярки, пожалуйста!». А можно и сделать автомобиль, ездящий в буквальном смысле на воздухе: «Колесница-XXI».

По публикации Dark Roasted Blend