300 километров по льду

Чему нас учит школа зимнего вождения?
300 километров по льду

Если отвечать коротко на этот вопрос, то прибывать на своём автомобиле в пункт назначения в целости и сохранности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Там, где снег — твой суровый сожитель на несколько месяцев в году, а не внезапный гость в виде аномальных осадков, чтобы сделать красивые картинки для своего Инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), курсы зимнего вождения — вещь крайне необходимая. Самое главное, что они дают, — повышают шансы, какой бы коварной не была погода и её условия, найти верное решение в ситуации, когда автомобиль на дороге потерял управление.

Уже двадцать зим академия легендарного раллиста Евгения Васина (VasinDrivingSchool) учит не только решать такие непростые задачки, но и быть всегда собранным, спокойным и хладнокровным.

Традиционно школа базируется на замерзших озёрах — либо в Карелии, либо в Сибири. В этом году (как и в прошлом) выбор пал на Тюмень, а если быть точным — то на Андреевское озеро.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Напомню, что автомобили, на которых ученики откатывают упражнения, предоставляет российский офис компании Audi. Обычно — это актуальные новинки. Поэтому парк был полон недавно прибившими в Россию рестайлинговыми AudiA5 Sportback с 2-литровым и 249-сильным бензиновым мотором и системой полного привода quattro.

А вот эксклюзивных гостей программы на этот раз было аж двое — Audi e-tron (электрический кроссовер на замерзшем озере где-то в Сибири? Почему бы и нет!) и RS7 нового поколения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сравнению с прошлым годом программа дополнилась несколькими интересными упражнениями и одной большой скоростной трассой. Вот как выглядит весь комплекс упражнений с высоты птичьего полета:

За два полноценных дня ученики по этим трассам накатывают в общей сложности порядка 300 км. По меркам спорта - роскошь непозволительная. Для сравнения, в высшей лиге тренировочный пробег составляет 50 — 60 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но давайте всё-таки вернёмся к нашей главной теме — чему нас учит школа зимнего вождения? Или даже немного её перефразируем: какие навыки с её помощью можно приобрести?

1. Плавный руль, газ и тормоз

Ключ к безопасному вождению на снегу или на льду — плавное управление рулем, газом и тормозом. Почему? Резкие движения органами управления на скользкой поверхности всегда негативно влияют на сцепление с дорогой, поэтому поворот колёс, нажатие на тормоз и движение дроссельной заслонкой должны быть преднамеренными, мягкими и постепенными. Представьте, что вы официант и несёте в правой руке через весь банкетный зал огромную кастрюлю с горячим супом, а в правой приборы на два десятка персон. При выходе из кухни вам придали определённое ускорение. Что произойдёт, если вы резко затормозите или сманеврируете? Вот и автомобилем надо управлять так, чтобы ничего не пролить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Смотреть далеко вперед

Чем опаснее окружающая обстановка, тем дальше мы должны смотреть вперёд. В школе инструкторы учат фиксировать глазами не ближайший поворот, а тот, который будет после него. У Евгения Станиславовича Васина на этот счёт есть любимая поговорка: «Куда ты смотришь, туда ты и приедешь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Не надо бороться с тягой, надо её контролировать

Если вы ускоряетесь по прямой, слышите и чувствуете, что колёса роют яму в снегу или на льду, нужно сделать очень простую и необходимую вещь — ослабить давление на педали газа (не сбросить, а именно ослабить!), чтобы шины восстановили сцепление.

Если вы поворачиваете, и ситуация повторяется, тоже самое — медленно и плавно отпускаем акселератор и ждём (занимает буквально секунду), когда автомобиль стабилизируется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Контролировать снос и занос

Рано или поздно вы попадете в такую ситуацию. Во-первых, никогда не паникуйте. Во-вторых, не жмите сразу на тормоз!

При сносе передней оси в повороте, когда автомобиль поворачивает по более широкой дуге, чем вы ожидаете, необходимо первым делом сбросить газ. Через пару секунд передние шины восстановят сцепление, и вы станете на нужную траекторию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При заносе задней оси, когда вы начинаете чувствовать позвоночником, что превращаетесь в секундную стрелку, поверните руль в том направлении, в котором скользит задняя часть автомобиля. Сбросьте газ и не жмите на тормоз. Когда задние колеса зацепятся за поверхность, верните руль в первоначальное положение.

Независимо от того, какой тип заноса вы испытываете, убедитесь, что ваши колеса направлены в том направлении, в котором вы хотите двигаться. И вы можете мягко (пункт #1) использовать свои тормоза, если вы думаете, что можете восстановить движение, ничего не задев. Если столкновение неизбежно, не бойтесь жать тормоз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5. Доверяйте ABS как самому себе

Если всё идёт не по плану и вам нужно остановиться как можно быстрее, самое время обратиться за помощью к антиблокировочной системе торможения (ABS). Сильно жмём на педаль тормоза и не отпускаем её. Компьютер сделает всё остальное за вас, сохраняя торможение каждого колеса как можно более эффективным в зависимости от имеющейся тяги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важная вещь в системе ABS заключается в том, что вы можете держать педаль тормоза полностью нажатой и объезжать препятствия. Бортовая система будет сама регулировать тормозное усилие на каждом колесе, чтобы вы могли и маневрировать, и замедляться. Так что в экстренной ситуации не просто жмите на тормоз, а продолжайте рулить!

Как вы знаете, при активации системы ABS педаль тормоза начинает дрожать, чтобы сообщить водителю, что она включена, поэтому не убирайте ноги с педали, когда чувствуете вибрацию!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. Постоянно следите за ситуацией

ABS умеет не только замедлять автомобиль, но и оценивать состояние дорожного полотна. Плавно нажмите на тормоз на секунду или две, двигаясь по прямой. Если педаль застучит под ногой, вы можете быть уверены, что дорога под вашими шинами очень скользкая. Если же замедлитесь с разумной скоростью без активации АБС, вы едете по цепкой поверхности. И самое главное — убедитесь, что на безопасном расстоянии вокруг вас нет других автомобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7. Полный привод — не панацея

Автомобили, оснащенные полным приводом, могут усыпить вас ложным чувством безопасности на скользкой дороге. Но это не так. Передача крутящего момента на все четыре колеса обеспечит впечатляющее ускорение без скольжения и поможет быстрее стабилизировать ситуацию со сносом или заносом, но законы физики полный привод всё равно победить не сможет. Чему и учат в школе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

8. Следите за зимними шинами

Это даже совет не по вождению, а выживанию. Если на дороге лёд, а шипы выпали ещё прошлой зимой, надеяться нужно только на себя или везение. В VasinDrivingSchool используются, кстати, обычные шиповки от Pirelli, и они прекрасно справляются со своей задачей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. Читайте дорогу

Самый последний совет из нашего списка. Всегда смотрите на дорогу и читайте поверхность. Она блестящая, черная, белая или тусклая? Блестящая — это лёд или вода. Черная — не всегда означает голый асфальт. Небольшой плюс и ветер через несколько минут сделают тонкий слой льда. Поэтому всегда надо быть очень внимательным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Получение навыков в школах зимнего вождения — это как с приобретением страховки. За десять лет не понадобилось, значит, и в одиннадцатом не пригодится. Но не всегда так бывает. То, что может произойти на дороге, в академии учат бороться с ситуациями рефлексами. Конечно же, не всё, но основной материал под коркой обязательно останется. И помните самое главное — чем раньше вы пройдёте такие курсы, там раньше себя застрахуете. Даже если вы год назад сели за руль.