Есть болельщики, которые приходят на автодром с тайной надеждой увидеть какую-то эффектную аварию. А вот работники автодромов должны заботиться о том, чтобы аварии (без которых автоспорт невозможен) не имели фатальных последствий.

Безопасность прежде всего

Проблеме безопасности в Формуле-1 уделяется повышенное внимание начиная с 70-х годов. Безопасная конструкция машин, экипировка гонщиков — тема отдельного разговора. Однако Гран При невозможно провести без происшествий, если не наладить четкую работу всех служб автодрома.

Все начинается задолго до того, как команды приезжают на гонку. Чтобы автодром вообще попал в календарь чемпионата мира, он должен иметь сертификат безопасности и соответствовать множеству требований. Когда-то зрители сидели прямо за обочиной трассы, а сами трассы ничем не отделялись от болельщиков — лишь в самых опасных местах ставились «защитные ограждения» из… тюков соломы. В семидесятых годах обязательным атрибутом трассы стали защитные рельсы, на поворотах появились зоны безопасности из песка, который тормозил попавший туда автомобиль. Правда, песок замедлял болиды не очень эффективно, и в дальнейшем его заменили гравием.

В те же годы на всем протяжении трассы появились посты маршалов, получающих по радио команды руководителя гонки. В свою очередь, маршалы могли сигнализировать об авариях или пожарах, в случае необходимости останавливая гонку и вызывая на трассу пожарную или медицинскую машину. Обязательным элементом подготовки к Гран При в эти годы стали совместные учения всех служб автодрома, на которых отрабатывались действия в аварийных ситуациях.

В начале девяностых считалось, что автодромы безопасны настолько, насколько это в принципе возможно. Зрители отделялись от трассы бетонными заборами с высокими проволочными сетками, полосы безопасности расширились, а медицинские бригады на трассах получили все самое необходимое оборудование, включая обязательный вертолет, который может доставить гонщика в госпиталь. Однако все это не помогло в «черный уик-энд Формулы-1» — Гран При Сан-Марино 1994 года. Сначала тяжелейшие травмы на тренировке получил молодой бразилец Рубенс Баррикелло, выступавший тогда за Jordan. Потом Simtek австрийца Ролана Ратценбергера врезался в бетонную стену на скорости более 300 км/ч — и медицинская бригада ничем не могла помочь гонщику. После смерти Ратценбергера наиболее авторитетный из выступавших тогда гонщиков, бразилец Айртон Сенна, пытался обратить внимание организаторов на опасные участки трассы — однако за сутки, остававшиеся до гонки, ничего сделано не было. Во время гонки Williams Сенны вылетел с трассы в повороте Тамбурелло и ударился о стену. При вылете с асфальта машина немного подскочила, поэтому полоса безопасности не могла ее замедлить — Williams фактически пролетел над гравием. Сенну доставили в госпиталь на вертолете, но и в этом случае врачи оказались бессильны. Гибель одного из самых популярных пилотов привела к тому, что о безопасности автодромов вновь задумались и сочли ее недостаточной. Интересно, что за несколько лет до гибели Сенны в том же повороте Тамбурелло разбилась и загорелась Ferrari Герхарда Бергера — и только подоспевшие пожарные смогли спасти гонщика. После этого случая руководство автодрома даже не распорядилось положить в опасном повороте барьер из шин, ограждающий бетонную стену! В середине девяностых повышению безопасности серьезно помогли компьютерные технологии. Конфигурации всех автодромов были проанализированы, и на основе этого анализа были выявлены 27 самых опасных поворотов. В дальнейшем их было рекомендовано перестроить. Серьезно помогает нормальному проведению Гран При и телевидение. Раньше руководитель гонки получал сведения от маршалов и с судейской вышки. Теперь на множестве одновременно работающих экранов он видит происходящее на всей трассе в «режиме реального времени» и может оценивать ситуацию и принимать оперативные решения.

Сейчас оборудование автодромов продолжает совершенствоваться. В частности, в порядке эксперимента гравий на полосах безопасности заменяется асфальто-гудронной смесью с повышенным коэффициентом трения. Увеличено число пожарных и медицинских автомобилей — и теперь «аварийная бригада» может за считанные минуты прибыть на любой необходимый участок трассы.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2004).