Отдых с испытаниями: как проходят уроки зимнего вождения

Рассказываем о том, как провести каникулы с пользой и удовольствием.
Отдых с испытаниями: как проходят уроки зимнего вождения

Время от времени автомобильные компании приглашают СМИ в какой-нибудь холодный северный испытательный центр, чтобы показать, как справляются и на что способны в суровых условиях их детища.

Безусловно, зрелище завораживающее — в лютый мороз новенькие автомобили выписывают траектории на ледяных трассах, поднимая за собой клубы снежной пыли. Все это, конечно, хорошо. Только такие полигоны обычно закрыты для публики, и попасть туда, если ты не пресса, никак нельзя.

Но с Vasin Driving School дела обстоят иначе. С февраля по март любой желающий может записаться на уроки зимнего вождения Audi quattro Winter Experience и оказаться в месте, где гостей будут ждать идеальная ледяная трасса (и не одна), новые Audi и отличные зимние пейзажи. И вот тут начинается самое интересное.

Конечно, многие из нас, живущие в довольно холодной стране, каждую зиму вынуждены ездить по льду и снегу. Но это не означает, что мы на уровне рефлексов знаем, как управлять автомобилем в условиях плохого сцепления с дорогой. На снегу и льду рулевое колесо — не единственное средство управления. Может быть, тормоз? Да, но не совсем. Вашим лучшим другом становится газ, и в школе им учат пользоваться. «Плавно, без резких движений», — тысячный повтор этой фразы на века будет высечен в памяти стамеской по дереву.

Первый день тренировки проходит на полноприводных Audi A6 или Audi A7. Как и все автомобили здесь, «шестёрка» оснащена шипованными зимними шинами и стильной алюминиевой броней в нижней части переднего бампера — для ловли сугробов. Обледенелые маршруты, вырезанные на поверхности замерзшего озера, раскиданы на трех квадратных километрах и поделены на секции. В каждой секции — группа упражнений. Те, кто ходил на курсы вождения, слышали о таких элементах, как змейка, гантелька, медуза, овал. Тут всего этого в избытке.

Уроки начинаются со школьной доски, но быстро переходят к дистанционному радио обучению. Но не из-за коронавируса: просто снаружи прекрасно видны ошибки всех участников группы, и никто не остается незамеченным. Инструкторы стоят на безопасном расстоянии от трасс и по рации общаются с учениками, выдавая порцию рекомендаций по углу колес, траектории, а также работе с газом и тормозом. Главный урок, который повторяется на протяжении всей программы, заключается в том, что вы всегда должны думать о переносе веса и о том, как это может работать на вас и против вас.

Когда вы едете по сухой дороге, то не особо задумываетесь о переносе веса автомобиля при прохождении поворота. Однако при слабом зацепе ошибка начинает расти в геометрической прогрессии и отправляет транспортное средство, в лучшем случае, в кювет. Инструкторы побуждают думать о машине как о ванной, до края наполненной водой. В каком направлении она плещется, если заходить в правый поворот? И что тогда необходимо сделать, чтобы сохранить воду в ванне? Ответ заключается в формуле «тормоз — поворот руля — газ», и все выполняется не отдельно друг от друга, а слитно, без промедления. «Внахлест», — будут вам постоянно напоминать инструкторы. Вскоре это начинает казаться естественным, пазл складывается.

Ко второму дню, когда мы уже более-менее стали понимать, что значит работать с массой автомобиля, нас пересаживают с A6 на Audi Q8. Он тяжелее почти на полтонны, поэтому ощущения после легкой «шестерки» такие, как будто бежишь по извилистой зимней проселочной дорожке не с пятилитровыми баклажками, а двумя ведрами на коромысле. Но держа в голове все наставления инструкторов, ехать на нем оказывается веселее. Почему? Во‑первых, после проделанных работ над ошибками всё же начинает получаться. А во‑вторых, в Q8 стоит Torsen, который кидает 60% на заднюю ось.

Даже с выключенными системами Q8 невозмутим и безопасен. Нет ни намека на борьбу с автомобилем. Задав правильную траекторию, две тонны несутся в длинном повороте, красиво описывая дугу. Спасибо вам, Вальтер Трезер и Франц Цендлер (специалисты по трансмиссиям, стоявшие у истоков полного привода Audi), что когда-то создали потрясающую вещь под называнием quattro.

Последние зимы школа базировалась в Карелии рядом с «Дачей Винтера», но в 2020 году в погоне за морозами пришлось перебазироваться в Тюмень: аномально теплый февраль растопил всю Ладогу. 

Побывав здесь однажды, обязательно хочешь вернуться: всегда приятно испытать свои силы и почувствовать себя немного пилотом, хоть и начинающим.