Редактор Popular Mechanics, популярный телеведущий и коллекционер мощных автомобилей Джей Лeно рассказывает о машинах, на которых он «замаливает свои экологические грехи».

Здесь возможны упреки по части аэродинамики, но в целом Baker Electric — вполне жизнеспособная машинка с нулевым выхлопом
Обслуживание оригинальных старинных щелочных батарей в автомобиле Baker Electric совсем не требует инженерного диплома, однако с запчастями к этой машине в наше время проблем не избежать
Помимо старинных электромобилей есть у меня и другие вполне экологически чистые машины. Это паровики Stanley Steamer 1906 года выпуска и Double 1925 года. Stanley (на фото) — гоночная машина. В 1906 году на почти таком же аппарате был установлен мировой рекорд скорости — 205 км/ч, который так и остался непобитым до сих пор в классе паровиков
Абнеру Доблю, создателю одноименной машины, было всего 19 лет, когда он изумил братьев Стэнли совершенством изобретенного им конденсатора пара для своего аппарата. Паровик Добля работает на бензине, но так, что он вполне вписывается в современные требования по выбросу вредных веществ. Но паровики не выжили, автомобили оказались куда удобнее в эксплуатации и значительно доступнее по цене
Обслуживание оригинальных старинных щелочных батарей в автомобиле Baker Electric совсем не требует инженерного диплома, однако с запчастями к этой машине в наше время проблем не избежать
Помимо старинных электромобилей есть у меня и другие вполне экологически чистые машины. Это паровики Stanley Steamer 1906 года выпуска и Double 1925 года. Stanley (на фото) — гоночная машина. В 1906 году на почти таком же аппарате был установлен мировой рекорд скорости — 205 км/ч, который так и остался непобитым до сих пор в классе паровиков
Абнеру Доблю, создателю одноименной машины, было всего 19 лет, когда он изумил братьев Стэнли совершенством изобретенного им конденсатора пара для своего аппарата. Паровик Добля работает на бензине, но так, что он вполне вписывается в современные требования по выбросу вредных веществ. Но паровики не выжили, автомобили оказались куда удобнее в эксплуатации и значительно доступнее по цене

Мне смешна вся эта шумиха о всяких там гибридах и других машинках на каком-нибудь альтернативном горючем. Прошу понять меня правильно. Я целиком за то, чтобы искать новые способы, как обеспечить машину энергией. Мне смешно, потому что я-то уже много лет езжу на двух таких машинах. Самая свеженькая из них построена в 1915 году, а самая старая — в 1909-м. Каждая из этих игрушек — самодвижущаяся манифестация гениальной идеи. Однако грустно признавать, но эти машины оказались далеко впереди своего времени, а следовательно, оба производителя прогорели.

100-летняя новинка

Машинке Baker Electric почти сто лет — это одна из последних моделей фирмы. К тому моменту, когда ее выпустили, компания уже более десяти лет торговала электромобилями. В отличие от других машин той эпохи электромобиль Baker Electric не нуждался в заводной ручке, не вонял бензином и, по сути, не требовал техобслуживания. Неудивительно поэтому, что в основном его покупали женщины. Отделка салона несколько претенциозна — оцените хотя бы встроенную косметичку. Машинке сто лет, а ездит она до сих пор абсолютно бесшумно — как и любой современный электромобиль. Когда я отправляюсь покататься на ней среди окрестных холмов, приходится соблюдать особую осторожность: олени выходят из леса и бесцеремонно заглядывают в окна. Вот за это моя жена называет Baker своей самой любимой машиной.

Прадедушка гибридов

Есть у меня и агрегат, который можно считать предшественником нынешних гибридов, — Owen Magnetic. Впервые он появился на автосалоне в Нью-Йорке в 1915 году — примерно тогда же, когда сошла с дистанции компания Baker Electric. В этой машине есть и бензиновый двигатель, и электрогенератор. Принцип, заложенный в трансмиссию этой машины, рожден гением Джорджа Вестингауза. Двигатель вращает колеса не с помощью механической трансмиссии, а через хитрую электромагнитную муфту, которая работает от генератора. Водитель плавно ведет ручку реостата по четырем четвертям круга — все это намного проще, чем переключения обычной коробки передач, — и машина легко трогается. У водителя возникает забавное ощущение, будто он пытается насильно соединить одноименные полюса магнитов. Owen — дорогой и сложный автомобиль. В нем использовалась продвинутая 24-вольтная бортовая сеть (в те времена почти на всех машинах обходились 6 вольтами). Под капотом Owen Magnetic стоял черный ящик, который называли «мозги», с предостерегающей табличкой: «Не пытайтесь самостоятельно ремонтировать или вносить какие-либо изменения. Право доступа только у завода-изготовителя». А заводы находились в глубинке — в Кливленде или каком-нибудь Уилкс-Барре, штат Пенсильвания. В итоге уже в 1921 году Owen Magnetic ушел с рынка.

Пророк Эдисон

Меня часто спрашивают, что я думаю о будущем автомобиля. Ну, посмотрим, что же у нас получилось. Гибриды — интересная идея, но им приходится таскать сразу два привода — лишний вес и лишние сложности, которые могут перевесить все преимущества. Современные электромобили с одной зарядки могут проехать примерно 150 километров — столько же, сколько и мой Baker. Здесь я особого прогресса не вижу. Использовать электроэнергию — прекрасная идея, но вот где эту энергию взять? Томас Эдисон изобрел щелочной аккумулятор. На моем электромобильчике стоят еще те оригинальные щелочные батареи. В них свинцовые пластины и кислота, мы регулярно их промываем и заливаем снова, так что использовать их можно до скончания века. Но даже Эдисон понимал, что будущее автомобиля нужно искать на других путях. По легенде, в 1896 году он передал записку своему приятелю Генри Форду. Там было написано: «Электромобилю пришел конец». Вряд ли сегодня можно сказать то же самое об автомобиле.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2007).