Необычная конструкция: почему у грузовиков некоторые колёса висят в воздухе

Как бы много ни было у грузовика или прицепа осей, одна из них может быть поднята над дорогой и вовсе не случайно.
Необычная конструкция: почему у грузовиков некоторые колёса висят в воздухе
Getty Images
Если колёса грузовика или его прицепа не касаются земли, то это не баг, а фича.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На дорогах часто можно встретить фуры, у тягача или прицепа (а иногда и там, и там) по одной оси как бы висит в воздухе — то есть колёса, не касаются асфальта. Для чего это нужно и почему производители грузовиков и прицепов применяют такое решение?

Подъёмная ось (часто её называют «ленивец» или подкатная ось) играет очень важную роль. Её задача — снизить нагрузку на основные оси и более равномерно распределить эту самую нагрузку по осям, чтобы уложиться в действующие для грузовиков нормативы по предельной осевой нагрузке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ленивцы» бывают с условно ручным приводом, когда водитель сам принимает решение о подъёме/опускании дополнительной оси, с автоматическим приводом, когда грузовик понимает, что машина загружена и есть потребность в «ленивце», а также с комбинированным приводом, когда управлять подкатной осью может и человек, и грузовик.

Такое техническое решение позволяет не только более бережно относиться к дорогам, на которые при большем количестве осей и колёс приходится меньшая нагрузка, но и экономить топливо (дополнительные колёса на порожнем грузовике не создают лишнего сопротивления качению), улучшают маневренность, а в плохую погоду на скользкой или грязной дороге даже пустому грузовику «ленивец» существенно повышает устойчивость.

Кроме того, есть и не самое очевидное преимущество «ленивца». Например, в случае прокола колеса у дальнобойщика появляется как минимум пара запасных — если перекинуть колёса с подъёмной оси на основную, то можно повременить с визитом в шиномонтаж.

Виктория Ветрова
Виктория Ветрова 09 Октября 2021, 09:56
Предлагаем вам сэкономить до 25 OOO рублей на топливе. Купите две топливные карты с балансом по цене одной! Перейти на сайт интернет_магазина: http://gazpr0m.5k5.ru
Дмитрий Комиссаров
Дмитрий Комиссаров 12 Августа 2021, 14:04
да что ж такое, пишу свой комментарий, а вместо него копируется чужой! ((
Дмитрий Комиссаров
Дмитрий Комиссаров 12 Августа 2021, 14:03
На самом деле подкатная задняя ось у грузовика вовсе не обязательно подъёмная. Её главная особенность в том, что она неведущая (потому и "ленивец"). Но, например, в Турции одно время было полно трёхосных грузовиков Ford D Series, MAN Kurzhauber и других с колёсной формулой 6х2, у которых неведущая третья ось с односкатными колёсам не подъёмная. На экспериментальном самосвале НИИАТ-А117 (переделанный ЗиЛ-ММЗ-555) подкатная ось тоже не поднималась.
Дмитрий Комиссаров
Дмитрий Комиссаров 12 Августа 2021, 13:19
На самом деле подкатная задняя ось на грузовиках совсем не обязательно подъёмная. Её главная особенность - она неведущая (потому и "ленивец"). Но, например, в Турции одно время было полно грузовиков Ford D Series, MAN Kurzhauber и т.п. с не подъёмной задней осью с односкатными колёсами. На опытном трёхосном самосвале НИИАТ-А117 (переделанном ЗиЛ-ММЗ-555) подкатная ось тоже не поднималась.
Сосед Чика
Сосед Чика 20 Января 2021, 02:00
в самом главном, для водителя дополнительная ось как бы бесполезная. общая масса не должна превышать 40т , и ленивец даёт лишь возможность более уверенно распределить груз до разрешённого предела40т. сама же ось весит не менее 1,5т, что уменьшает полезную загрузку до общей массы. в потверждение - тягачи без ленивца перевозят те же 40т , с большей полезной загрузкой!.