Особенности сельскохозяйственной техники: почему задние колеса тракторов больше передних

Мы давно привыкли, что у тракторов, как правило, задние колёса гораздо больше передних и не задумываемся о причинах этой конструктивной особенности. Но всё же это было придумано явно не просто так, верно?
Особенности сельскохозяйственной техники: почему задние колеса тракторов больше передних
Pixabay
Вряд ли вы не замечали, насколько велика разница в диаметре передних и задних колёс у трактора. Пришло время узнать, почему
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ещё в самом раннем детстве, когда приходило время заучивать, как выглядит и называется различная специальная техника, мы осваивали, что у трактора четыре колеса, причем разного размера. Но редко кто из старших родственников или воспитателей объяснял, как так получилось, что его передние колёса меньше задних.

Почему у трактора разные колеса

Ни у каких других транспортных средств нет столь же заметной разницы в размерах передних и задних колёс – кроме, пожалуй, дрэгстеров. Дело в том, что тракторам нужны большие шины с мощными грунтозацепами на ведущих колёсах, чтобы они могли уверенно передвигаться по земле, грязи, полям, в снегу и на других поверхностях. Передние колёса сделаны маленькими и лёгкими для того, чтобы облегчить водителю управление даже в грязи и снегу – иначе управлять трактором было бы практически невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если задние колёса трактора всё равно кажутся слишком большими по отношению к передним, то следует вспомнить о том, что увеличить пятно контакта шины с грунтом можно не только путём увеличения её ширин, но и внешнего диаметра (вспомним о дрэгстерах). Вдобавок таким образом заодно увеличивается и дорожный просвет под ведущими колёсами, чтобы мост был как можно выше над землёй, улучшая проходимость. Наконец, едва ли не самое главное – крутящий момент на колёсах.

Большие колеса трактора являются не только главным плюсом в проходимости и главным минусом в безопасности, но они также защищают от опрокидывания (только в том случае, когда тракторист четко следует правилам инструкции по управлению тракторами)
Большие колеса трактора являются не только главным плюсом в проходимости и главным минусом в безопасности, но они также защищают от опрокидывания (только в том случае, когда тракторист четко следует правилам инструкции по управлению тракторами)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем больше колесо, тем плавнее трактор будет передвигаться при воздействии на него тяги. Таким образом водитель избежит пробуксовки и сможет медленнее трогаться с места. Правда, есть в такой компоновке и очевидные минусы: из-за высокого крутящего момента и специфической развесовки тракторы склонны к опрокидыванию вокруг задней оси. Поэтому особое внимание следует уделять и расположению сцепного устройства для перевозки прицепа и другого оборудования.

Но почему задние колеса трактора настолько больше передних?

Есть несколько причин:

  • Пятно контакта

Улучшить сцепление шины с грунтом можно не только за счет увеличения ее ширины. Аналогично работает и увеличение внешнего диаметра шины. Этого можно достичь либо увеличением диаметра колеса, либо увеличением высоты покрышки. Это еще одно объяснение, почему колеса на многих тракторах такие большие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Дорожный просвет выше, и это очень важно для трактора

Он как раз достигается за счёт использования на тракторах колес большего диаметра, позволяющих преодолевать не только целину после дождя, но даже не очень топкие болота, пески, бурелом и другие виды бездорожья. А еще мосты универсальных, пропашных машин должны располагаться над землёй так высоко, чтобы не повреждать растения, над которыми проезжает трактор.

Лишь благодаря большим задним колесам трактора рабочая зона, которая находится под задней осью, позволяет производить крепеж в различных точках. И главное — позволяет сделать это безопасно, при этом не жертвуя проходимостью трактора
Лишь благодаря большим задним колесам трактора рабочая зона, которая находится под задней осью, позволяет производить крепеж в различных точках. И главное — позволяет сделать это безопасно, при этом не жертвуя проходимостью трактора
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • В большие колеса можно залить балласт
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не менее важна для сцепления на влажных и скользких грунтах возможность нагружать колеса балластом. Обычно для этого через специальную воронку в огромные шины трактора вливают воду, десятки и десятки литров. Этот балласт позволяет снизить возможность буксования на десятки процентов.

  • Крутящий момент

Ещё один большой плюс — это то, что крутящий момент с такими большими колесами будет более плавным. Если бы задние колеса трактора были маленькими (с малым радиусом), то аналогичные обороты мотора заставили бы вращаться их быстрее, чем если бы такое же количество крутящего момента было приложено к большим, более тяжелым колёсам. Благодаря этому усилие на колёсах становится более управляемым, повышается проходимость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, максимальный крутящий момент обычно создается двигателем на более высоких оборотах, чем на холостом ходу. Небольшое увеличение крутящего момента для колёс с небольшим диаметром значительно увеличит скорость их вращения по сравнению с колесами большего диаметра, что также приведет к пробуксовке шин или рывкам при буксировке.