Инженеры-мотористы нередко подчеркивают, что моторное масло — это один из самых важных элементов конструкции двигателя. Именно масло обеспечивает взаимодействие всех деталей сложного механизма между собой и позволяет ему адаптироваться к самым разным условиям и режимам работы.
Формула надежности: На правах рекламы
Слева направо: ТНК Magnum Synthetic 5W-40 – современное синтетическое моторное масло для легковых автомобилей с энергосберегающими свойствами. ТНК Magnum Diesel Semisynthetic 10W-40 (в продаже с апреля 2007 года) – моторное масло, специально разработанное для дизельных двигателей легковых автомобилей. ТНК Magnum Semisynthetic 10W-40 – полусинтетическое моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей, в том числе с турбонаддувом

Различные температуры ставят перед маслом разнообразные, иногда противоречивые задачи. В прохладную погоду в непрогретом двигателе топливо испаряется медленно, может образовываться конденсат. При попадании воды и топлива в масло образуется эмульсия, которая затем превращается в шлам. Нагреваясь, изначально мягкий шлам становится твердым и хрупким. Отложения сажи и шлама накапливаются в системе смазки, закупоривая каналы и фильтр, увеличивают вязкость масла, приводят к масляному голоданию. Отложения на впускных клапанах препятствуют наполнению цилиндра горючей смесью, снижая мощность мотора. Чтобы избежать негативных последствий, да и просто завестись в мороз, следует использовать современное всесезонное масло, обладающее хорошими дисперсионными и моющими свойствами.

По мере прогрева двигателя температура достигает очень высоких значений (до 1600 градусов Цельсия в камере сгорания). Столь высокая температура, контакт с воздухом и каталитическое действие металлов приводят к окислению масла. Продукты глубокого окисления углеводородов вместе с продуктами неполного сгорания топлива образуют высокотемпературные отложения — нагары и лаки. Применение низкокачественного масла и перегрев двигателя приводят к закоксовыванию и потере подвижности поршневых колец, снижению компрессии и существенному падению мощности двигателя. Также возможно заклинивание клапанов в направляющих втулках, уменьшение проходного сечения впускного и выпускного трактов, абразивный износ деталей твердыми частицами загрязнений и коррозия подшипниковых сплавов.

Базовая основа моторного масла, минеральная или синтетическая, определяет его вязкостно-температурные характеристики. Хорошая основа остается жидкой на морозе, способствуя легкому запуску двигателя, и не теряет вязкость при прогреве мотора, формируя масляный клин достаточной толщины. Охлаждающие, моющие, противоизносные, антикоррозионные свойства масла, способность препятствовать окислению и уменьшать трение — все это зависит от сочетания входящих в его состав специальных присадок. Соотношение присадок — главный секрет каждого производителя масла, полученный ценой длительных испытаний на моторных стендах, тысячекилометровых тестов на автомобилях, побед и поражений в автоспорте. При создании новой серии масел ТНК Magnum разработчики учли российские условия эксплуатации автомобилей, отличающиеся большим сезонным перепадом температур, средним качеством топлива и загрязненностью дорог в межсезонье.

В России условия эксплуатации автомобилей особенно жесткие. Для нашей страны характерен большой сезонный перепад температур (от крещенских морозов зимой до южной жары летом), не слишком высокое качество топлива, в частности с высоким содержанием серы и железа, сильная загрязненность дорог в межсезонье. При создании новой серии масел ТНК Magnum разработчики уделили особенное внимание специфическим российским условиям.

Скрытая экономия

Модификатор трения, который входит в состав присадок масла, снижает внутренние энергетические потери в двигателе и способствует как снижению расхода топлива, так и увеличению мощности мотора. Благодаря пониженному трению увеличивается срок службы внутренних деталей двигателя — поршневых колец, механизма газораспределения, подшипников и валов. Оптимальная вязкость всесезонной масляной основы обеспечивает низкий коэффициент трения в холодную погоду, но в жару и при высоких нагрузках не позволяет маслу разжижаться, проникать в камеру сгорания и выгорать. Высокое содержание и долговечность присадок вкупе с низким расходом масла существенно увеличивает интервал его замены. В результате дорогое на первый взгляд синтетическое масло в перспективе обходится намного дешевле более простых аналогов.

Дизель — это серьезно

Повышенная степень сжатия и температура сгорания топлива в дизельных двигателях способствуют губительным окислительным процессам. Чтобы предотвратить накопление высокотемпературных отложений, дизельное масло должно содержать качественный антиоксидант. Экологические нормы требуют от моторного масла нейтрализации продуктов окисления серы. При сгорании дизельного топлива образуется сажа, скопления которой приводят к загрязнению смазочных каналов двигателя. Детергенты очищают внутренности мотора, а дисперсанты препятствуют образованию грубых комков, поддерживая мельчайшие посторонние частицы во взвешенном состоянии. В дизельных двигателях, устанавливаемых на легковые автомобили, применяется облегченная конструкция газораспределительного механизма, а работать ему приходится на высоких оборотах. В такой ситуации особенно важны противоизносные свойства масла.

Минералка или синтетика

Еще десять лет назад минеральные масла не могли конкурировать с синтетическими аналогами. Совершенствование технологий очистки нефти позволило «минералке» по совокупности свойств вплотную приблизиться к «синтетике». Масляная основа, полученная методом гидроизомеризации, имеет практически однородный химический состав, благодаря которому она не густеет при низких температурах. За соответствие вязкости масла температурным условиям отвечает модификатор вязкости. На холоде длинные молекулы загустителя сворачиваются и не ограничивают текучесть основы. При разогреве молекулы разворачиваются и вязкость масла существенно увеличивается. В 1999 году после двухлетних тяжб Американский национальный совет по вопросам рекламы NAD принял решение: слово «синтетическое» на упаковке говорит не о происхождении масла, а лишь о его потребительских свойствах.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2007).