Компания Tata, крупнейший автопроизводитель Индии, намерена наладить серийный выпуск автомобилей, работающих на сжатом воздухе. То есть, по сути, вообще без топлива и без горения.
Редакция ПМ

Внешне MiniC.A.T тоже выглядит недурно
Заправка баков сжатым воздухом займет пару минут
Разные модификации автомобиля покрывают основные утилитарные нужды городских жителей
1,5 евро на топливо за 200−300 км пробега — индийские таксисты будут счастливы

Идея создания машины на сжатом воздухе витает (простите за каламбур) в воздухе уже довольно давно, однако до сих пор инженерам не удавалось приблизиться к ее коммерческой реализации. Наибольших успехов в этом направлении достигла французская компания MDI, основанная известным изобретателем и конструктором двигателей Ги Негром (Guy Negre), который успел приложить руку и к авиационным двигателям, и к болидам «Формулы 1». И в этих, относительно давних разработках он обращался к энергии сжатого воздуха.

Изначально Ги Негру пришла в голову оригинальная концепция гибридного автомобиля: на малых оборотах он двигался бы за счет воздуха, а на больших — запускать обычный двигатель внутреннего сгорания. Такой автомобиль был разработан в середине 1990-х, однако Ги Негр решил пойти еще дальше. После 10 лет напряженной работы им была создана целая линейка машин, ездящих исключительно на сжатом воздухе.

В основе воздушного автомобиля Ги Негра лежит мотор, по конструкции весьма похожий на стандартный ДВС, состоящий из двух рабочих и двух вспомогательных цилиндров. Теплый воздух засасывается прямо из атмосферы и дополнительно подогревается. Затем он попадает в камеру, где смешивается с охлажденным до -100ОС сжатым воздухом из «топливных» баллонов. (Хотя в этой камере ничего не горит, ее по старинке называют «камерой сгорания».) Воздух быстро разогревается, резко увеличивается в объеме и толкает поршень главного цилиндра, который приводит в движение коленвал.

Еще одна важная «фишка» автомобиля — революционная электрическая система. Множество внутренних процессов он контролирует не по проводам, а через слабые радиосигналы — по словам разработчиков, из-за одного этого машина стала легче на 20 кг!

Первые прототипы воздушного автомобиля, созданного Ги Негром, были продемонстрированы еще в начале 2000-х, и вот, наконец, дело дошло до масштабного внедрения этой замечательной разработки. Компания Tata Motors, крупнейший производитель автомобилей в Индии, договорилась с MDI о запуске лицензионного производства небольшого трехместного автомобиля, работающего на сжатом воздухе.

Модель MiniC.A.T снабжена баллоном из углеволокна, вмещающим 90 м³ сжатого воздуха. На этом количестве «топлива» машина способна проехать от 200 до 300 км, с максимальной скоростью в 110 км/ч. С помощью промышленных компрессоров, расположенных на бензоколонках, ее можно будет заправлять за 2−3 минуты, уплатив при этом каких-то 1,5 евро. Альтернативный вариант заправки предполагает использование встроенного компрессора, который можно подключать к простой сети переменного тока. Чтобы полностью заполнить «бак», ему потребуется 3−4 часа.

Несмотря на то, что электричество производится в основном за счет сжигания ископаемого сырья, воздушный автомобиль оказывается гораздо эффективнее машин с двигателем внутреннего сгорания. По КПД он превосходит обычные автомобили в 2 раза, а электромобили — в 1,5. Кроме того, его отличает полное отсутствие вредных выхлопов, а также крайняя неприхотливость в обслуживании — благодаря отсутствию камеры сгорания замену масла в двигателе можно осуществлять не чаще, чем каждые 50 тыс. км пробега.

MiniC.A.T будет выпускаться в четырех модификациях. Они включают в себя трехместный легковой автомобиль, пятиместное такси, мини-вэн и легкий грузовой пикап. Автомобили будут продаваться по цене около 5 500 фунтов (примерно $11000). В планах компании Tata — ежегодное производство не менее 3 тыс. «воздушных автомобилей». Конвейер по их сборке должен быть запущен уже в этом году.

Читайте также о первом серийном выпуске автомобилей, работающих на солнечных батареях: «Гибрид-первопроходец». О перспективных разработках, представленных на конкурс автодизайна в Лос-Анджелесе: «Автомобили и природа: есть идеи». О сверхэкономичном гибридном Lexus GS 450h: «Тихая революция».

По публикации Gizmag

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.