Многие из нас росли, считая своего отца носителем истины в последней инстанции и неиссякаемым источником ответов на все традиционно мужские вопросы. Папа всегда был рад подробно объяснить, как забить гвоздь, как отбиться от хулиганов, как включить телевизор и, конечно же, как обращаться с автомобилем. К сожалению, далеко не все автомобильные назидания папочки соответствуют современной действительности. Не скажем про хулиганов и гвозди, но автомобили со времен его молодости значительно изменились. Для примерных сыновей и дочерей мы расскажем о самых распространенных автомобильных заблуждениях.

Прогрей двигатель на месте перед поездкой в холодную погоду

Прогревание двигателя на холостом ходу лишь расходует его ресурс и топливо впустую. Лес Райдер, ведущий специалист компании Ford по трансмиссии, утверждает: «Двигатель работает наилучшим образом на своей расчетной температуре». Чтобы достичь этой температуры быстрее, стоит начать движение, поначалу избегая резких ускорений и высоких скоростей. Интеллектуальная система впрыска автоматически отрегулирует состав смеси, сделав его оптимальным для данной температуры, а современное масло, сохраняющее свои свойства даже на морозе, обеспечит нормальную смазку и охлаждение.

Заводя мотор в холодную погоду, утопи газ в пол

Это было справедливо для карбюраторных автомобилей: открытая дроссельная заслонка в сочетании с прикрытой воздушной делала смесь богаче, облегчая старт. Двигатель сразу выходил на высокие обороты и не мог заглохнуть. Добавочный эффект при-давал ускорительный насос, впрыскивающий в цилиндр дополнительную порцию топлива. Современные системы впрыска топлива автоматически подстраивают состав смеси в соответствии с температурой воздуха. Так что нажатие на педаль не влияет на смесь, а может лишь ненадолго сбить с толку компьютер.

Заправляйся 98-м бензином через каждые несколько заправок

Если в инструкции к автомобилю нет соответствующих рекомендаций, то вы просто напрасно тратите деньги. 95-й бензин, предназначенный для вашего автомобиля, уже содержит необходимые присадки, поэтому никакого дополнительного профилактического действия заправка 98-м не оказывает. Точно так же машины, регулярно потребляющие 92-й бензин, не преобразятся от заправки 95-м. В настоящее время существует совсем немного автомобилей, работающих только на бензине с октановым числом 98. Во всех остальных случаях вы можете смело выбирать между динамикой и экономичностью.

Вози в багажнике балласт, чтобы не буксовать

Этот совет поможет тронуться на скользкой дороге или взобраться под уклон в случае, если вы передвигаетесь на пикапе: при пустом кузове его задняя ось может оказаться недостаточно загруженной. Для легковой машины, даже заднеприводной, этот совет относится к категории вредных. Конструкторы всегда стараются добиться равного распределения веса между осями незагруженного автомобиля. Даже если балласт увеличит сцепление ведущих (задних) колес с дорогой, разгруженная передняя ось обернется сильным дефицитом поворачиваемости автомобиля. На переднеприводном авто ведущие колеса и так загружены — над ними располагается двигатель. Не следует забывать и о повышенном расходе топлива в случае избыточной загрузки машины.

Когда оставляешь машину надолго, отключай аккумулятор

Даже когда автомобиль стоит в гараже без движения, он все равно потребляет некоторое количество энергии: не дремлет сигнализация, часы, память бортового компьютера. За несколько месяцев аккумулятор может полностью раз-рядиться. Однако отключать батарею на современном авто — себе дороже. Если машина с отключенной сигнализацией все еще будет находиться в гараже, когда вы захотите вновь прокатиться, ей понадобится время на восстановление конфигурации бортового компьютера и, скорее всего, вам придется заново устанавливать время на часах, регулировать электрические сидения и зеркала, заново составлять список радиостанций в магнитоле. Кроме того, блоку управления двигателем потребуется некоторое время для адаптации «с нуля». Проще заводить автомобиль время от времени, а если это делать лень — подключить зарядное устройство с функцией поддержания заряда малым током.

В мороз заливай радиатор концентрированным антифризом

Ни в коем случае! Большинство охлаждающих жидкостей делаются на основе гликоля, избыточная концентрация которого может повредить шланги. Вопреки папиным ожиданиям, чистый гликоль замерзает при более высоких температурах, чем его водный раствор, поэтому именно правильная концентрация смеси обеспечивает наилучшую защиту от холодов. Наконец, вода отводит тепло от двигателя намного лучше, чем гликоль.

Моторное масло не требует замены, достаточно лишь регулярно доливать его до нужного уровня

Собственно масляная основа не теряет своих свойств со временем. Однако, по словам Роберта Сатерлэнда из компании Pennzoil, присадки, определяющие значительную часть потребительских свойств масла, со временем расходуются. Кроме того, периодическая замена масла и фильтра позволяет избавиться от накопившихся внутри мотора вредных отложений.

Повторный запуск двигателя требует больше топлива, чем длительная работа на холостом ходу

Современные суперэкономичные гибридные автомобили выключают мотор на каждом светофоре. Чтобы завестись, прогретому двигателю достаточно буквально «понюхать» бензина. Если ваша старая машина заводилась с трудом, потому что ее карбюратор постоянно «переливал», то тогда в этом старомодном утверждении была доля правды. Сейчас оно абсолютно неактуально.

Зимние шины — пустая трата денег, всесезонка всем хороша

Когда всесезонные шины только начали появляться в продаже, производители тратили море времени и денег, чтобы убедить всех в их исключительных способностях как на летних, так и на зимних трассах. Неудивительно, что и папа поверил в сказку. Сейчас никто не скрывает, что только зимние шины могут быть по‑настоящему хороши в холода. Инженер Bridgestone Марк Куйкендал поясняет: «Протектор зимних шин остается мягким даже в сильный мороз, поэтому зимняя резина отлично держит дорогу». Всесезонные шины с усредненными характеристиками жесткости оказываются слишком мягкими в летнюю жару и слишком жесткими в суровые зимние морозы. Мы рекомендуем использовать шипованную зимнюю резину: благодаря более жестким по сравнению с нешипованной боковинам она обеспечивает наилучшую управляемость не только на льду, но и на асфальте.

Не выбрасывай старые дворники, просто протри их растворителем

Растворители на бензиновой и ацетоновой основе разъедают резину, а силикон пока не слишком распространен. Периодическое протирание щеток действительно удаляет с них грязь, однако со временем они разрушаются, в том числе под воздействием солнца и перепадов температур. Так что их все равно придется регулярно заменять.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2007).