Проект «Гамма»: как ВАЗ-2108 строили спецы из Porsche

Когда Волжский автозавод уже дорос до полностью собственной переднеприводной модели, местные спецы не стали рисковать и обратились за помощью. Да, собственный штат инженеров на тот момент уже неплохо прокачал свои способности, но новинку планировали поставлять в капиталистические страны, стало быть, эксперименты тут ни к чему. Коли так, то кто в автопроме лучше Porsche строит подвески? Правильно, никто. К ним и обратились. Заодно немцы подсобили с мотором, кузовом, электроникой и прочей мелочевкой.
Проект «Гамма»: как ВАЗ-2108 строили спецы из Porsche

Чувство вины — сильная штука. Желая компенсировать вред, причиненный фашистами Советскому Союзу, тогдашние боссы Porsche предложили СССР сотрудничество в области легкового автопрома. Возмездное, разумеется. То что нужно, ведь в нашей стране еще с 1970-х работали над современным городским компактом, и к началу 1978 года Минавтопром утвердил техзадание на выпуск переднеприводного семейства автомобилей с базовым трехдверным хетчбэком. Пара лет ушла на кабинетные утряски и согласования, и в середине 1980 года Волжский автозавод высадил свой инженерный десант вместе с потрохами будущего прототипа и несколькими агрегатоносителями аккурат на испытательный полигон Porsche.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ВАЗ-2108 и Porsche

Немцы долго и методично учили вазовские прототипы правильно рулить, держать дорогу, должным образом отрабатывать рельеф дорожного полотна, раз за разом внося те или иные рекомендации и поправки в конструкцию. Базовому 1,3-литровому и более мощному 1,5-литровому движкам также досталось от парней из Штутгарта: первоначально бензиновый агрегат спроектировали мотористы ВАЗа, но довели его до ума уже специалисты Porsche. Причем, немцы отнюдь не формально участвовали в постройке товарного ВАЗ-2108: на протяжение трех лет все поколения прототипов гоняли под их тщательным надзором по самым жестким зонам от Магаданской области до Туркмении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если агрегатную составляющую построили не без помощи Porsche, то дизайн будущей «восьмерки» был в доску наш. Всего подготовили массу вариантов экстерьера, но в серию пошел проект В. Пашко и В. Кряжева под руководством М. Демидовцева, созданный по всем угловатым канонам начала 1980-х. Это был прямо-таки прорывной дизайн: сами итальянцы, кузовных мод законодатели, пускали слюну не только от экстерьера советской «восьмерки», но и от ее салона с «парящей» центральной консолью и низкой полкой во всю длину.

ВАЗ-2108 и Porsche
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, как это часто бывает, прототип щеголял некоторыми изысками, от которых в ходе «допила» модели под конвейер решено было отказаться. К примеру, крышка багажника была полностью стеклянной, а многие внешние панели кузова — алюминиевыми. На дверях вместо ручек были кнопки с небольшой выштамповкой, как на «Оке». Кстати, о ручках. Товарная «восьмерка» получила их от Porsche 924 по настоянию самого шефа-дизайнера Porsche Анатолия Федоровича Лапина, больше известного на Западе как Тони Лапин с ударением на «и».

ВАЗ-2108 и Porsche
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карбюратор Solex, тормоза Lucas, ШРУСы Hardy Spicer, передние стойки Way-Assauto, задняя балка Volkswagen, покрышки Michelin 165/70R13... В общей сложности тольяттинскому предприятию понадобилось купить порядка двух десятков лицензий на узлы и агрегаты для новой модели. Успех был гарантирован: отлично подготовленный с инженерной точки зрения хетч, простой и для своего времени красивый, с отточенной тележкой и небольшим, но тяговитым движком — все это оценили не только в Советах, но и далеко за их пределами.

ВАЗ-2108 и Porsche
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Восьмерка» оказалась настолько простой и классной, что ее тут же распробовали завсегдатаи кольцевых гонок и ралли. Одна из наиболее известных спортивных версий пера самого Волжского автозавода — ВАЗ-2108 «Ралли» (заводской индекс 29081). Это натуральный Франкенштейн на базе «восьмерки» с центральным расположением форсированного до 160 л.с. «шестого» движка, керамическим сцеплением, задним приводом и дифференциалом повышенного трения. Следом в Тольятти построили еще более сумасшедшую «восьмерку» с индексом 29084, которая отличалась, помимо прочего, полным приводом.

ВАЗ-2108 и Porsche
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый крутой спортивный агрегат на базе «восьмерки» построил французский дилер. Точнее, то, что в итоге получилось у фирмы Poch, было построено вообще на базе узлов и агрегатов от раллийного Porsche 959 с мотором 3,6 литров, выдающим 300 л.с. Французы, конечно, махнули, водрузив на все это великолепие кузовные панели от ВАЗ-2108 (только они, и то не все, на автомобиле были от «восьмерки»), зато интерес к и без того классному автомобилю на Западе вырос значительно.

Иннокентий Трубецкой-Котов
Иннокентий Трубецкой-Котов 14 Мая 2020, 17:21
Надо было упомянуть что в то время на ВАЗе было 2000 инженеров конструкторов а на Порше наверное и сотни не будет. А скажем на Моргане сейчас меньше 10 что позволяет строить уникальное алюминивое шасси.