Давно известно, что лучшим средством для предотвращения лобовых столкновений на дороге является жесткое физическое разделения полос встречного движения. Отлично подойдет, например, барьер из тяжелых бетонных блоков (отбойников). Вот только есть одна проблема: иногда для оптимизации дорожного трафика требуется отдавать центральные полосы под реверсивное движение.

Предположим, у нас есть городской мост с дорожным полотном на четыре полосы. Мост соединяет спальные районы с центром, где расположены офисы. Логично в утренний час пик отдавать потоку, идущему в центр, три полосы, а встречному — одну. В вечерний час пик все надо сделать строго наоборот. Борьба с пробками — это хорошо, но как быть, если в целях безопасности дорожное полотно разделено строго по центру барьером из бетонных блоков?

Монтаж или демонтаж такого барьера — это фактически строительная операция, предусматривающая участие грузовика (транспортера отдельных блоков) и крана, который блоки устанавливает. Один блок весит обычно примерно полтонны. Процесс идет медленно, и все это время грузовик и кран плотно закупоривают одну полосу движения. Тут уже не до оптимизации. Но на помощь может прийти необычная дорожная машина, которая носит полуофициальное название Road Zipper (дорожная застежка-молния), а официально называется Barrier Transfer Machine (BTM), что в переводе означает «Машина для перестановки барьеров».

Машины-молнии придумали еще в 1980-е годы, и, как это ни удивительно, новинка впервые была применена в далекой Новой Зеландии на мосту, пересекающем гавань Вайтемата, или Оклендскую Гавань. Большим событием стало оборудование передвижным барьером моста «Золотые ворота», соединяющим Сан-Франциско с северными пригородами, которые расположены на противоположной стороне пролива. Разрешенная скорость движения на мосту 45 миль в час (порядка 70 км/ч), но часто поток спешащих на работу или домой людей едет быстрее.

При этом долгое время встречные полосы отделялись друг от друга символическими пластиковыми ограничителями, которые служили лишь для ориентировки водителей и никак не могли предотвратить столкновение. Аварии с ударами лоб в лоб происходили нередко и власти уже давно размышляли об установлении жесткого ограждения. В январе 2015 г. мост закрыли, что случалось в истории крайне редко, и постепенно, по классической технологии (с помощью крана и грузовика) возвели из блоков бетонный барьер длиной 4 км 70 м.

Вся хитрость заключалась в конструкции этого барьера. Во‑первых, блоки соединялись подвижными шарнирами. Во‑вторых, в верхней части каждого блока с обеих сторон располагались горизонтальные вырезы, так что в поперечном сечении блок выглядел как своего рода двутавр. Теперь, чтобы создавать на центральных полосах режим реверсивного движения, меняя направление в зависимости от времени суток, больше никакие краны не были нужны. В дело вступила «машина-молния».

Под ее днищем расположен S- образный захват, представляющий собой направляющие с двумя рядами обрезиненных роликов. Ролики вкатываются в вырезы на блоках, которые образуют по всей длине барьера нечто вроде монорелься, слегка приподнимают барьер и переносят его на заданное расстояние. Работа по передвижению барьера может осуществляться без перекрытия движения. Машина, имеющая по одной водительской кабине с каждой стороны, движется со скоростью 8−16 км/ч, так что на максимальном значении она способна переставить все четырехкилометровое ограждение на «Золотых воротах» всего за четверть часа.

Road Zipper

У машины для перестановки отбойников все колеса являются поворотными, что дает «молнии» возможность за один проход передвигать заграждение на расстояние от 1,2 до 7,3 м. За годы эксплуатации подобной техники появились весьма продвинутые модели с компьютерным управлением процессом, и это позволяет работать на сложном дорожном рельефе с крутыми поворотами, а также спусками и подъемами. С другой стороны машины-«застежки» по‑прежнему остаются редким и экзотическим видом сервисной дорожной техники, эксплуатирующимся в основном на мостах в США, Австралии и Новой Зеландии.