Ровно 40 лет назад с конвейера АвтоВАЗа сошла уже не первая, а 100-тысячная «Нива» — уникальный во всех смыслах автомобиль. Причем, это произошло спустя всего пару лет после запуска модели в серийное производство. Первоначальный производственный план на год составлял скромные 25 тысяч машин, но очень скоро его увеличили вдвое, а потом еще на треть. В лучшие времена АвтоВАЗа доля экспорта «Нивы» доходила до невероятных 80%, автомобиль продавался в сотне стран! Чем же так уникален и интересен советский внедорожник из 1970-х, доковылявший практически без изменений до наших дней?

Пятьдесят лет назад Алексей Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР, принимал макет «автомобиля № 2», которому впоследствии суждено было стать люксовым вариантом «Жигулей» (ВАЗ-2103). «Работа с Fiat на этом заканчивается, и дальше придется надеяться только на себя. Так вот, первым вашим самостоятельным шагом должно быть создание автомобиля повышенной проходимости на базе «Жигулей» для наших сельчан», — четкая и конкретная задача была поставлена Косыгиным перед инженерами сразу трех предприятий: ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша», реализовать которую в итоге доверили тольяттинцам.

Инженеры-конструкторы разделились на два лагеря. Одни предлагали классический вариант с рамным кузовом, двуступенчатым демультипликатором, зависимыми подвесками, барабанными тормозами спереди и сзади. Другие наоборот предлагали более гражданские поперечную компоновочную схему и независимые подвески. Истина оказалась посередине, и в разработку пошел автомобиль с комфортабельной независимой подвеской и несущим кузовом, но со всем инструментарием классического внедорожника.

Тот самый «Крокодил Гена» Э1101, больше похожий на Citroen Mehari

Пока экспериментальные узлы и агрегаты будущей «Нивы» обкатывали на мулах Э-2121, которых прозвали «Крокодил Гена» из-за зеленого цвета и схожей наружности, дизайнеры разрабатывали экстерьер будущего бестселлера. Дизайнер Валерий Павлович Семушкин не скрывал — ориентиром для «Нивы» стал Fiat-127, однако ж советский внедорожник не стал очередной копией, скорее, вариацией на тему. Еще один интересный факт: «Ниву» назвали не в честь плодородного поля, название складывается из имен детей ведущего конструктора проекта Петра Прусова и главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева (Натальи и Ирины, Вадима и Андрея).

Fiat-127, который взяли за основу при создании дизайна «Нивы»

В итоге после шести лет кабинетных мытарств и согласований с конвейера АвтоВАЗа сошел компактный городской автомобиль с внедорожным потенциалом — ВАЗ 2121. «Нива» была максимально унифицирована со всем модельным рядом предприятия. Движок и многие детали внутреннего убранства салона были унаследованы у «Шестерки», а с традиционной жигулевской 4-ступенчатой коробкой передач была соединена через короткий кардан (впоследствии его заменили на ШРУС от «Оки») двухступенчатая раздатка, распределяющая постоянно тягу между обеими осями автомобиля. Собственно, этот новый агрегат и доставлял больше всего неприятностей при эксплуатации. Из-за несогласованности узлов на скорости трансмиссия издавала ужасные звуки, салон был наполнен страшными шумами даже на небольшой скорости. Раздатка «запевала», а ей в унисон гудели «зубастые» шины ВлИ.

Едва ли этот, как и все остальные недостатки кого-то пугали. Да, «Нива» шумела, подвеска в силу легкового происхождения не отличалась надежностью вне дорог, жигулевского движка мощностью всего 80 л.с. с ничтожным моментом в 116 Нм и на дороге-то хватало впритык, чего уж говорить про буераки, а из-за повышенной нагрузки аппетит у внедорожника был хоть куда. Но «Нива» была простая как в эксплуатации, так и в ремонте, при этом комфортабельная по всем параметрам и с серьезным внедорожным потенциалом.

На западе автомобиль моментально распробовали и выстроились в большие очереди. Причем народ смекнул: «Нива» идеально подходит для разнокалиберного тюнинга от чисто декоративной пластики, до серьезных узловых модернизаций. Шутка ли — количество только официальных модификаций, продаваемых за бугром, насчитывало несколько десятков, а ведь были еще и дилерские версии. Элегантные пикапы, версии с открытым верхом, цельнометаллические фургоны и даже багги! Правда, все это многообразие советскому человеку не полагалось: на волжском автопредприятии собирали множество крутых версий «Нивы» исключительно на экспорт.

Сегодня автомобильный динозавр, который сначала переименовали в Lada Niva, а затем и вовсе в Lada 4x4, дожил до наших дней и прекрасно себя чувствует. В 2013 года АвтоВАЗ произвел двухмиллионную «Ниву» и не спешит сбавлять темпы производства. Сегодня на внедорожник ставят кондиционер, систему ABS, при сборке уделяют большое внимание вибро- и шумоизоляции, «Нива» медленно и упрямо, но все же избавляется от детских болячек коих еще навалом. Тем не менее, это не мешает ей быть любимой не только на домашнем рынке, но и во всем мире.