Москва поддержит отечественных автопроизводителей, в том числе путём создания масштабных автомобильных кластеров на месте бывших промзон. Об этом заявил руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Олег Бочаров после второго заседания Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Министерстве промышленности и торговли России. Заседание состоялось в столичном технополисе «Москва».
Столичные власти намерены поддержать отечественных автопроизводителей реальными мерами

Одна из таких индустриальных площадок разместиться в промзоне Южный порт в районе Третьего транспортного кольца. Власти города уже выделили около 70 га территорий, где раньше размещалось производство ОАО «Москвич» (бывший АЗЛК; в 2006 году объявлен банкротом). В ближайшее время под этот проект планируется задействовать в общей сложности 150 га московской земли.

«Город сейчас проводит реконструкцию 24 корпуса технополиса и уже предложил компаниям АМО ЗИЛ и ААТ перевезти сюда свое производство. В автокластер войдет компания «Рено Россия». В кластер будут привлечены все профильные вузы и все компании, связанные с автопромом», — отметил руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Олег Бочаров.

Создание в московских промзонах кластеров, в том числе по производству автокомпонентов, — один из пунктов антикризисной программы мэрии, обнародованной 10 февраля Сергеем Собяниным. В ближайшие три года, пообещал мэр, бюджет города направит около 170 млрд рублей в целом на поддержку деловой активности. Первый вклад города в создание автокластера — около 2 млрд руб. Эти средства пошли на реконструкцию 24-го корпуса бывшего АЗЛК, что позволит увеличить площадь здания с 88,8 тыс. до 100 тыс. кв. м и полностью заменить инженерные сети. В этом корпусе предложено разместиться «Альфа Автоматив Технолоджиз» (ААТ; 51% владеет принадлежащее мэрии Москвы АМО ЗИЛ, 49% — у японской машиностроительной корпорации IHI).

ААТ сейчас выпускает на ЗИЛе около 150 автокомпонентов, включая капот, крылья, крышу и т. д.: около 70% продукции закупает «дочка» французской Renault — ЗАО «Рено Россия» (до 2014 года ОАО «Автофрамос»), чье производство находится на месте не достроенного АЗЛК завода двигателей. По словам Олега Бочарова, эта компания также станет резидентом нового автокластера.

В новый кластер предложено переехать автозаводу ЗИЛ. Резидентом кластера станет и Нанотехнологический центр композитов (производит композитные кузова автобусов на экспорт и принадлежит холдингу «Композит», «Роснано» и DowAksa).

Здесь планируется наладить производство корпусов пассажирских автобусов из композитных материалов. Применение новых технологий позволит снизить на 30% массу автобуса, увеличить пассажировместимость, сохранить до 30% энергии при торможении и сократить на 40% стоимость жизненного цикла по отношению к традиционным металлическим автобусам. До конца 2015 года компания спроектирует, произведет и поставит на экспорт 50 корпусов автобусов пилотной серии по заказу компании Evopro Bus Kft. В планах компании — расширение доли рынка, увеличение числа высокотехнологичных рабочих мест, что в итоге приведет к увеличению объема налоговых отчислений в бюджет Москвы.

Участниками нового автокластера готова стать компания «Артлайн Технолоджи» — производитель автоспортивной техники, в том числе болидов «Формулы GT»: Среди инициатив этой фирмы — предложение по созданию в районе бывшего АЗЛК гоночной трассы с местами на 13 тыс. зрителей. Её стоимость оценивается в 70 млн рублей. В Южном порту также планируется создать автоковоркинг, который позволит развить сеть небольших автомастерских, бизнес-инкубатор для отраслевых стартапов, учебные лаборатории для студентов профильных вузов. В случае присвоения кластеру статуса индустриального парка власти смогут снизить налог на прибыль на десять лет до 13,5%, обнулить ставки налога на имущество на тот же срок и предоставить льготный размер ставки за аренду земли. По словам Олега Бочарова, создание кластера в Южном порту позволит сделать эту промзону еще одной точкой роста города.