Свернуть
Анализ крови для автомобиля: как работает диагностика TOTAL ANAC

Анализ крови для автомобиля: как работает диагностика TOTAL ANAC

Многие автолюбители задаются вопросом, как правильно следить за «здоровьем» своей машины. «Популярная механика» познакомилась с методикой ANAC, которую использует TOTAL для диагностики самой разной техники, и предлагает своим читателям взглянуть на своего «железного коня» под новым углом. Более того, на собственных автомобилях члены редакции провели наглядный эксперимент и были удивлены результатами.
Редакция ПМ

Между людьми и машинами гораздо больше общего, чем кажется. Так же как и о нашем здоровье можно очень многое сказать всего по капле крови, несколько миллилитров масла позволяют специалистам TOTAL судить о состоянии узлов и агрегатов автомобиля с очень большой точностью. Как это происходит и какую полезную информацию о своей машине может получить любой желающий, разбираемся наглядно. В рамках этого текста мы рассматриваем исследования моторных масел, однако ANAC позволяет анализировать широкий спектр смазывающих материалов.

Полина Балашова Мы побывали в собственной лаборатории Total, где с пристрастием проверяется масло не отходя от производства.

Лабораторная работа

Говоря упрощенно, машинное масло состоит из трех групп компонентов: базовых масел, присадок и загустителя. Возможны дополнительные ингредиенты, но они встречаются реже. Основа машинного масла может быть нескольких типов — минеральной, полусинтетической и синтетической. От нее зависит львиная доля свойств итогового продукта. Выбор правильной смеси базовых масел определяет вязкость смазки, ее смазывающие способности, толщину пленки на поверхностях трения и неизменность характеристик на протяжении всего срока службы. Добавки в виде присадок и загустителя корректируют свойства основы, закрепляют их и обеспечивают продление ресурса. Отдельный класс присадок занимается уходом за агрегатом — среди них есть как моющие, так и компенсирующие следы износа.

В ходе эксплуатации масло деградирует, теряет свои свойства и накапливает продукты работы двигателя. При этом в картер почти всегда прорываются газы из камеры сгорания, которые содержат кислород, углекислый газ, сажу и прочие результаты горения топлива. В получившейся смеси протекает масса химических реакций, часть из которых приводит к появлению в масле смол и возникновению лаковых отложений на смазываемых поверхностях. Если прибавить к этому неизбежное образование мелкой металлической пыли, неидеальную герметичность масляной системы и возможность попадания в нее воды, несложно представить, насколько замысловатый коктейль постоянно находится в двигателе. Именно благодаря богатству ингредиентов он и любопытен в качестве объекта исследований. Когда проба масла попадает в лабораторию, ее подвергают нескольким тестам: на вязкость, содержание ряда маркерных химических элементов и влаги, а также оценивают щелочность и кислотность. Вискозиметр оценивает соответствующие характеристики образца при температуре 40 °C и 100 °C, на основе чего вычисляется индекс вязкости. Так можно определить, насколько масло в общем соответствует заявленным производителем характеристикам. Другая часть пробы отправляется в масс-спектрометр, где определяется ее химический состав — каждый элемент «коктейля» говорит о двигателе свое.

О степени износа мотора судят по содержанию металлов, из которых выполнены его детали. Другие элементы составляют «отпечаток пальца» конкретной марки масла, так как являются уникальными компонентами специфического пакета присадок. Например, кальций, магний, молибден и цинк. Отдельно стоит отметить кремний, который может свидетельствовать как о загрязнении масла, так и о попадании в него охлаждающей жидкости. Часть этих компонентов должна находиться в масле в определенной концентрации весь срок службы, а остальные постепенно связываются в соединения и либо выпадают в осадок, либо реагируют с элементами двигателя.

Еще один важный тест — на кислотность и щелочность. При измерении этих показателей определяется расход моющих присадок. Наиболее опасные продукты реакций, происходящих в масле во время работы двигателя, — кислоты и окислы. Они нейтрализуются щелочами, и таким образом предотвращается коррозия элементов мотора. А в условиях повышенных температур и высокой концентрации агрессивных химических веществ окисление металлов происходит гораздо быстрее обычного. Поэтому крайне важно наличие в моторном масле подобных добавок, общая концентрация которых неуклонно падает к моменту регламентного технического обслуживания. Если до ТО остается еще несколько тысяч километров, а щелочное число значительно упало, это может говорить либо о некачественном масле, либо о неправильной работе агрегатов. Одновременно с тестом на кислотность и щелочность важно оценить содержание воды в образце, которая также ускоряет коррозию. Обнаруженное в пробе большое количество влаги свидетельствует о негерметичности системы или о прорыве охлаждающей жидкости в масляный контур. В результате всех вышеописанных процедур формируется отчет, который уже позволяет оценить состояние двигателя, однако в арсенале TOTAL ANAC есть гораздо более мощный инструмент.

Полина Балашова

Статистический анализ

Исследователи могут оценивать любой образец по десяткам, а то и сотням параметров, однако без понимания нормы все они дают лишь ограниченную картину. Во‑первых, существуют закрепленные на законодательном уровне стандарты, за которыми стоят годы научно-исследовательской работы множества институтов разных стран. На их основе можно уверенно оценивать качество нового продукта. Во‑вторых, есть регламенты автопроизводителей, продолжительное время в различных условиях тестировавших свои агрегаты. Благодаря ним есть возможность судить о том, насколько каждое отдельное масло подходит конкретному автомобилю. Но этого мало для комплексной объективной оценки.

Будучи одним из ведущих мировых производителей смазывающих материалов TOTAL более полувека изучает, как масла работают в самых разных моторах. Речь идет не только о собственных продуктах, но и о товарах конкурентов. С 1967 года было накоплено более 7.3 млн результатов тестов, которые благодаря современным технологиям объединены в базу знаний. Огромный объем информации по типовым анализам дает возможность наглядно оценивать степень износа каждого конкретного двигателя, масло из которого поступило на исследование. На практике это означает, что, как и в случае с человеком, проведенный в здоровом состоянии анализ может помочь выявить вялотекущую болезнь.

Исходя из сути тестов, лучше всего их выполнять за тысячу-две километров до плановой замены масла. Так в нем будет максимальное содержание продуктов работы двигателя и результат окажется наиболее релевантным. В систему TOTAL ANAC вместе с каждой пробой обязательно заносится марка и модель автомобиля, маркировка двигателя, его общий пробег, а также текущий километраж с момента последней замены масла. После получения результатов анализов производится автоматическое сравнение с такими же агрегатами в базе, на основе чего выводится коэффициент износа двигателя. Если известно, какое масло заливалось, точность немного повышается, так как устраняются погрешности, связанные с поведением смазки на разных сроках эксплуатации.


Инфраструктура ANAC

Забор материалов для исследований производится по всей России в авторизованных сервисных станциях. Для юридических лиц доступен выезд специалиста, но пока что подобная услуга для обычных граждан недоступна. Проба отправляется в лабораторию для исследования и анализа. Заказчик получает результат в виде таблицы и расшифровки к ней.

Практический опыт

«Популярная механика» не имела права не провести собственный эксперимент. По счастливому совпадению у двух сотрудников редакции оказались машины с идентичными двигателями — Seat Leon с мотором CDAA. Для наглядного опыта трудно найти более подходящего «пациента». Это хорошо изученный всеми сервисными центрами Volkswagen и знакомый на рынке агрегат, а что самое главное, в ANAC по нему собрана достаточно большая статистика. Мотор простой, бензиновый, объемом 1,8 литра и заводским ресурсом в 300 тысяч километров. Как только мы смогли расширить выборку хотя бы на еще одну аналогичную машину, делегация выехала на станцию техобслуживания. Из всех моторов были взяты пробы, а через неделю пришли очень интересные результаты.

Машина 1 2 3
Общий пробег 115 000 136 670 84 000
Наработка 2 000 1 000 9 000
Коэффициент износа 0,83 0,75 1,1
Прогнозируемый пробег 470 тыс. км 489 тыс. км 366 тыс. км

В каждой из машин оказалось разное масло — отличались как характеристики вязкости, так и производители или артикулы. У первых двух «Леонов» пробег после ТО составил скромные одну-две тысячи, а у третьего практически эталонные девять. Примерно на этом интервале многие водители и меняют масло, кроме того, это почти середина рекомендованного производителем межсервисного пробега. Как оказалось, либо смазочные материалы подобраны неверно, либо стиль вождения способствует повышенному износу, либо двигатель не совсем исправен. Само по себе масло соответствует заявленным характеристикам, но при этом износ мотора на 10% больше, чем средний для CDAA согласно базе TOTAL ANAC. Однако стоит отдать должное Volkswagen, даже при избыточной нагрузке мотор должен пройти больше заявленного ресурса.

Небольшим огорчением стал скромный пробег после замены масла на автомобиле, который был предоставлен не нашими сотрудниками. К сожалению, найти машину с большим километражем не представилось возможным, однако результат все равно оказался показательным. Даже при столь незначительной разнице в пробеге между первой и второй машинами в таблице результатов видны отличия. Концентрации алюминия и железа хотя и находятся в допусках, могут говорить о неравномерной выработке отдельных узлов двигателя. К итоговому коэффициенту износа в данных двух случаях стоит отнестись как к погрешности математического метода. Прогнозируемый пробег до капитального ремонта может быть достижим лишь при замене масла каждые две-три тысячи километров, что экономически невыгодно.

Выводы

Диагностика TOTAL ANAC предоставляет любому водителю или автослесарю удобный и недорогой инструмент комплексной диагностики двигателя. Он может стать отличным подспорьем при планировании расходов на эксплуатацию, либо помочь при выборе смазки. Анализ масла можно провести перед покупкой подержанного автомобиля и, зная коэффициент износа, например, оценить правильность вложения средств в конкретную машину с учетом предполагаемых затрат на обслуживание в таком состоянии. Ремонт двигателя в случае его серьезной поломки — едва ли не самое дорогое и нервное приключение, которое может встретиться на жизненном пути автомобилисту. Лучше следить за здоровьем своего «железного коня», а взамен он отплатит долгой и верной службой.

Все для автоманов…
Новости про новинки автопрома и легенды прошлого, гоночные болиды и карьерные тяжеловозы у вас на почте!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.