Ледяные дороги Байкала: экстремальное путешествие

Ледяные дороги Байкала: экстремальное путешествие

На Байкале есть такая профессия — ледовый капитан. В сопровождении этого человека мы и отправились в путешествие по коварным льдам гигантского озера, пытаясь преодолеть торосы и становые щели. Каким выдалось это испытание, рассказываем в нашем материале.
Редакция ПМ

На гигантскую гладь озера каждую зиму выезжает тысячи машин: туристов привлекает удивительный лед Байкала, а местные жители едут по необходимости — только зимой удается добраться до удаленных уголков, в иное время года на машине туда хода нет. Но вся проблема в том, что лед на Байкале разный: есть такие места, куда даже опытный народ заезжает с трудом.

Байкал Ледовые переправы существуют на Байкале издавна. Когда железной дороги еще не было, ледяное покрытие было хорошим подспорьем: по нему удавалось существенно сократить путь. Масштабы движения впечатляют: в конце XIX века по льду каждую зиму проезжало около 20 тысяч подвод! Путь был продуман и обустроен: через каждые 6 верст (1 верста = 1,0668 км) стояли бревенчатые домики с печками, а в середине пути, прямо на льду, каждый год возводили постоялый двор с символичным именем «Середина». Пассажиры отдыхали в трактире, а ямщики меняли лошадей.

Время визита

Удачное время для поездки по льду Байкала — февраль и первая половина марта. Глубоководное озеро замерзает долго: только в последний зимний месяц встает хороший ледяной покров. Первый лед появляется лишь при понижении температуры до -20 °C, после чего нарастает по 4−5 см в сутки. Тяжесть человека выдерживает 5-сантиметровый лед, 15-сантиметровый держит легковую машину, а 40-сантиметровый — 10-тонный грузовик. Уже в феврале толщина льда составляет 70−120 см. На такой лед сможет заехать и карьерный самосвал! Но нельзя ориентироваться лишь на толщину льда. Если поверхность покрыта трещинами либо становится рыхлой от весеннего солнца, прочность падает.

Зимнее посещение Байкала никого не оставляет равнодушным: кристально чистый лед и прозрачная вода обеспечивают видимость в десятки метров. Особенно туристов привлекают ледяные гроты, в которые сложно попасть в иное время года.

Байкал Сталактиты и сталагмиты искрятся хрустальным блеском. Пройдет совсем немного времени, и вся эта красота исчезнет, чтобы возникнуть снова спустя год.

Опасности Байкала

Толщина льда достигает полутора метров, но даже в лютые морозы при движении по озеру не стоит терять бдительности. Байкал дышит. Если приложить ухо ко льду, то слышишь удивительные звуки: скрипы, стоны, далекие взрывы. Это подвижки льда, которые возникают из-за множества причин. Официальная ледяная дорога на Байкале лишь одна: она проходит по Малому морю вдоль острова Ольхон к поселку Хужир. За этой дорогой следит МЧС, спасатели открывают и закрывают трассу. Дорога обозначена вешками, движение разрешено только в светлое время суток.

Здесь мы начали свой путь на автомобилях, экипированных шинами Cordiant Snow Cross. Впереди был чистый лед — до самого горизонта. Именно для льда разработана технология Cordiant ICE-COR. Уверенное управление обеспечивает особый рисунок протектора с многочисленными z-образными ламелями. И разумеется, на льду нужны шипы. Для этой модели инженеры создали двухфланцевые якорные шипы в форме снежинки с сердечником из твердосплавного материала.

Впереди нашего каравана ехал ледовый капитан. Это очень востребованная и почетная профессия: капитаны знают огромное озеро как свои пять пальцев и сопровождают машины. Но даже на проверенном пути иногда возникают неожиданные трудности, которые местные воспринимают как привычные и не особо сложные неурядицы.

Пропарины

Так называют полыньи, которые появляются по разным причинам. Одни возникают при расхождении льда. В мороз водяные просветы быстро покрываются льдом и незаметны неопытному глазу. Особенно коварен слегка припорошенный снегом 1−3-сантиметровый лед: пропарина неразличима, а для автомобилиста очень опасна. Кроме того, на качество льда влияют течения. Именно по этой причине нет короткой ледовой дороги на остров Ольхон: там, в проливе, в Малое Море устремляется подводное течение. Летом по короткому пути ходит паром, а зимой безлюдно.

Пропарины образуются и из-за выделений метана со дна озера. К метановым пузырям относятся очень внимательно даже опытные ледовые капитаны. В местах скопления газа лед тонкий, и машине здесь не проехать. На чистом льду такие участки хорошо заметны, капитан видит и объезжает их. Однако бывает, что поверхность припорошена снегом. Много таких пузырей в северной части озера, поэтому бывалый народ ездит туда лишь по кристально чистому льду. Но, как известно, не бывает худа без добра: с метановыми пузырями устраивают феерическое шоу: пробивают небольшое отверстие, подносят огонь, и из-подо льда вырывается столб пламени. Есть пропарины, которые образовываются из-за подводных термальных источников.

Метановые пузыри

Становые щели

Ближе к весне разница дневной и ночной температуры может достигать 20−30 °C. Скачки температуры (и, как следствие, сужение и расширение льда) приводят к образованию продольных становых щелей — многокилометровых трещин шириной 0,7−4 м. Чаще всего они возникают между двумя далеко выступающими мысами в одних и тех же местах. Становые щели не так опасны, но сложности в движении они создают. Трещина иногда уходит на десятки километров, обогнуть ее порой просто нереально. Поэтому прыжок на машине через небольшую трещину — рядовое событие для местных. Разумеется, преграду заранее исследуют: пробивают лед пешней — острой металлической пикой. Некоторые отправляются в путь, загрузив в кузов толстые доски и бревна: соорудил мостик и проехал.

Становые щели

В ходе путешествия по Байкалу нам не раз попадались застывшие становые щели. Ледовый капитан предупреждал заранее, и караван сбавлял ход. Один из водителей отвлекся и затормозил лишь в последний момент, внушительный удар получила подвеска. Несмотря на сильные нагрузки, все шипы удержались на своих местах. Протектор зимних шин Cordiant Snow Cross двухслойный: мягкий верхний слой резины устойчив к воздействию низких температур и износу, а внутренний жесткий слой удерживает шипы под нужным углом и препятствует их потере при движении.

Торосы

Нагромождения обломков льда высотой 0,2−2 м, как и становые щели, возникают из-за скачков температуры. Они образуются при столкновении ледяных пластов. Торосы видно издалека — они не так опасны. Но любое такое препятствие на легковой машине не перескочишь. Приходится километрами ехать вдоль него либо расчищать дорогу во льду.

В конце зимы сильный ветер может приводить к подвижкам льда. В этом случае гигантские пласты выползают на берег. Порой ледяной пласт упирается в скалу и ползет вверх на 10−15 м.

В истории Байкала известны случаи, когда ледяные валы достигали 30-метровой высоты — это 9-этажный дом! В 1933 году лед перекрыл железнодорожное движение у станции Танхой и даже столкнул с рельсов целый состав вместе с паровозом. А в 1960 году лед вытолкнул на берег ледокол «Ангара» водоизмещением 1400 т. В бухте Сосновка старожилы показывают огромные каменные глыбы весом в несколько тонн, которые на берег вытолкнул лед. Во избежание подобных проблем вокруг инженерных сооружений заранее выпиливают майны — рукотворные щели для свободного перемещения льда.

Правила безопасности

На льду правила движения существенно отличаются от тех, которые действуют на дорогах общего пользования: теплую куртку надо снять, окна открыть. Все для того, чтобы в критической ситуации была возможность щучкой нырнуть в окошко — важно каждое мгновение. Но практика показывает, что с открытыми окнами и без куртки зимой очень холодно. Поэтому ездят в одежде и стекла прикрывают. Замки у машины, естественно, не блокируют. Автомобиль обычно ныряет носом, и есть несколько секунд, чтобы открыть дверь или окно.

Однажды в салон затонувшей машины затолкали резиновую лодку, надули ее, и пропажа сама всплыла. К весне лед становится рыхлым: такой не дает упора для лебедки и ворота. Место падения помечают на карте и вытаскивают уже весной — поднимают и буксируют к берегу катером.

Снежные капканы

Стоит отметить, что ледовые капитаны проложили по льду Байкала разнообразные безопасные маршруты. Есть поездки одного дня, а можно отправиться в многодневное путешествие. Причем на каждом новом маршруте величественное озеро будет открываться по‑новому.

В ходе нашего путешествия мы также проехали по острову Ольхон и оказались в совершенно иных условиях — с твердого, но скользкого льда въехали в рыхлый снег. Машины месили его, но все же двигались вперед. И в этом опять же заслуга хороших зимних шин, которые должны справляться в различных ситуациях — в мороз и слякоть, на льду и в снегу. Для движения по рыхлому снегу инженеры компании Cordiant разработали особую технологию SNOW-COR. Закрытое центральное ребро шины разрезает наст, попавший в протектор снег уходит в глубокие, раскрывающиеся к краям канавки. Шина «не забивается» снегом, протектор всегда остается работоспособным. Поэтому наши машины не буксовали в рыхлом снегу. Эксперты рекомендуют в таких условиях немного повысить давление — примерно на 0,2 атм больше положенного. В этом случае шине легче будет прокопать себе дорогу. Однако благодаря технологии SNOW-COR нам не потребовалось корректировать давление.

Сердце Байкала — гору Шаманка — мы осмотрели с разных ракурсов. Подъехали к ней по льду и прибыли по суше. Проделав 40-километровый путь по глубокому снегу, добрались до мыса Хобой — самой северной точки острова Ольхон. С этого места открывается удивительный вид. Ширина озера здесь около 80 км, и в хорошую погоду удается разглядеть далекий берег. Но во время нашего визита сгустились тучи, так что байкальские дали предстали перед нами суровыми и таинственными.

Байкал — это место силы! Посетив его хотя бы раз, хочется возвращаться вновь и вновь.

Все для автоманов…
Новости про новинки автопрома и легенды прошлого, гоночные болиды и карьерные тяжеловозы у вас на почте!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.