Porsche 919 Hybrid оснастили прямоугольным рулем-компьютером

Руль прототипа, участвующего в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC, превращен в компьютер. На лицевой стороне у него расположены 24 кнопки и выключателя, а сзади – шесть лепестков. Все эти органы управления предназначены для того, чтобы держать под контролем самый сложный на сегодняшний день гоночный автомобиль за всю историю Porsche.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Руль в Porsche 919 Hybrid выполнен в виде плоского прямоугольника, поскольку такая форма делает смену гонщиков более удобной. Ведь таким высокорослым пилотам, как Марк Уэббер и Брендон Хартли, трудно быстро разместить свои ноги при посадке в гоночный болид.

По центру рулевого колеса расположен большой дисплей, выдающий гонщику различную информацию. Например, данные о скорости, о включенной передаче, о выбранном режиме управления двигателем, а также об уровне заряда литий-ионной батареи, то есть об энергии, которая может быть использована для привода передних колес.

Установленный на передней оси электродвигатель дополняет наддувный двухлитровый четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, приводящий в движение задние колеса. Расположенный в левом верхнем углу регулятор служит для выбора выводимой на дисплей информации. С помощью регулятора на правой ручке в ночное время пилоты регулируют яркость подсветки дисплея.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналогичный по конструкции регулятор на левой ручке предназначен для регулирования громкости звука при радиосвязи с боксами. С помощью четвертого поворотного выключателя справа вверху можно изменять интервалы работы стеклоочистителя.

Перед размещением кнопок и выключателей на рулевом колесе конструкторы провели тщательную работу с гонщиками для того, чтобы выяснить, как на высокой скорости сделать управление более надежным. Кнопки, которыми гонщики пользуются чаще всего, размещены вверху по краям рулевого колеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До них можно легко дотянуться большим пальцем. Синяя кнопка справа вверху задействуется практически постоянно — это световой сигнал, с помощью которого пилот идущего на обгон прототипа предупреждает гонщиков более медленных автомобилей. При одном нажатии кнопки фары мигают три раза. При движении днем пилоты практически не снимают с этой кнопки пальца, потому что в это время сигнал фар воспринимается хуже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Достаточно часто пилоты используют и красную кнопку слева вверху. С помощью этой кнопки включается режим использования электроэнергии из батареи — так называемый «Boost». Гонщики могут пользоваться им при обгонах. Но при этом они не должны забывать о рациональном использовании электроэнергии. Ее количество жестко ограничено для прохождения круга. За образец взят круг в Ле-Мане, для прохождения которого требуются шесть мегаджоулей. Для более коротких трасс проводится соответствующий перерасчет. Например, если гонщик включает подачу электроэнергии в центре круга, чтобы обогнать своих соперников, то в конце прямой электроэнергии ему может не хватить.

Ближе к центру на внутренней поверхности рулевого колеса слева и справа находятся выключатели со знаками плюс и минус, предназначенные для настройки контроля тяги спереди и сзади, а также для распределения тормозного усилия между передними и задними колесами. Эти кнопки (желтые, синие и розовые) используются нечасто. Расположенные внизу кнопки оранжевого цвета служат для управления подачей питьевой воды (слева) и переключения передач в нейтральное положение (справа). Правая красная кнопка слева внизу включает омыватели стекол, а красная кнопка с правой стороны активирует круиз-контроль для контроля скорости проезда по пит-лейну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На среднем уровне расположены зеленые кнопки для радиосвязи (слева) и кнопка ОК справа, с помощью которой гонщики подтверждают изменение настроек, о которых их просят по радиосвязи из бокса. Для этих настроек они используют поворотные переключатели и пользуются ими, как правило, только на прямых участках трассы, потому что им приходится снимать одну руку с руля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оба поворотных переключателя с обозначением «Multi» дополняют друг друга. Левый переключатель имеет шкалу с буквами, а правый — с цифрами. Выбором буквенно-цифровых комбинаций А2 или В3 можно задать программы для управления двигателем или регулировки состава топливной смеси. Три остальных поворотных переключателя предназначены для предварительного распределения тормозного усилия между передними и задними колесами, настройки системы контроля тяги для движения по мокрой или сухой дороге, а также для управления гибридным приводом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для улучшения видимости органов управления в темное время суток они окрашены флуоресцентной краской, реагирующей на лампу черного света, которая установлена над шлемом гонщика.

Рулевое колесо изготовлено из карбона и имеет ручки, обитые препятствующей скольжению резиной. Усилитель рулевого управления позволяет легко управлять автомобилем, несмотря на то что расположенные на рулевом колесе руки довольно близко сведены друг к другу. За спицами рулевого колеса с его обратной стороны расположены шесть лепестков. С помощью средних лепестков переключаются передачи. Правый лепесток — для повышенной передачи, левый — для пониженной. Расположенные слева и справа внизу лепестки управляют сцеплением, и по своим функциям они идентичны. В зависимости от того, поворачивает гонщик вправо или влево, он решает с какой стороны ему удобнее управлять сцеплением. Лепесток слева вверху управляет режимом усиления «Boost». Гонщик выбирает сам, пользоваться ли ему этим лепестком или описанной выше кнопкой на лицевой стороне руля. С помощью лепестка справа вверху включается режим рекуперации. Действие этого режима аналогично действию слегка затянутого стояночного тормоза. При этом батарея заряжается электричеством, полученным в результате преобразования кинетической энергии.