Первый тест новинок Парада Победы: вездеходы-багги «Чаборз»

На Параде Победы по Красной площади впервые проедут брутальные вездеходы-багги «Чаборз М-3». За пару недель до этого «TechInsider» побывала на производстве необычных машин и погоняла на них в окрестностях Грозного.

UPD: Увы, но багги «Чаборз» не поехали в этот раз по Красной площади, как и не полетели над ней самолеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если и есть где-то на земле рай для настоящих воинов, то это Российский университет спецназа в Гудермесе. В живописном месте в предгорьях Кавказа расположились разнообразные стрельбища, полосы препятствий, автомобильные трассы, бассейны, спортивные сооружения, гостиницы и автомобильные мастерские. Последние и были нашей целью: мы приехали посмотреть на производство отечественных военных багги и протестировать их.

Военные багги – это современная реинкарнация легендарных тачанок начала XX века. Конная рессорная повозка со станковым пулеметом пришла на смену традиционному расчету пулеметов Максима, передвигавшихся на повозках артиллерийского типа. Неподрессоренные тяжелые повозки не успевали за подвижной кавалерией, и она оставалась без важного пулеметного прикрытия. Подрессоренная тачанка, запряженная парой-тройкой лошадей, поспевала за конницей, позволяла вести огонь с ходу и, как правило, применялась для огня с флангов, прикрывая фронтальные сабельные атаки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Короли пустыни

Идея современных «тачанок»-багги пришла американцам в 1950-е годы. Легкие скоростные открытые рамные машины с приводом на задние колеса и большим ходом подвески оказались идеальными для патрулирования протяженных южных границ США. Первым поставщиком военных машин стала компания Chenowth, ранее производившая багги для гонок по калифорнийским пляжам. Машины выпускались небольшими партиями, и долгое время их можно было увидеть разве что в боевиках – там на них эффектно разъезжали бойцы спецподразделений. Звездный час боевых багги настал с началом операции «Буря в пустыне». На этих машинках, мгновенно ставшими звездами фоторепортажей, гоняли по пустыне не только американцы, но и их британские коллеги. Именно багги FAV (Fast Attack Vehicle) с «морскими котиками» за рулем первыми вошли в столицу Кувейта. После этой операции машины получили еще одно обозначение – DPV (Desert Patrol Vehicle). Дальнейшие американские операции на Ближнем Востоке и в Афганистане сделали эффектный автомобильчик еще более популярным, и заказы из разных стран посыпались на компанию Chenowth Racing Products как из рога изобилия. Появилась и более легкая версия багги – LSV (Light Strike Vehicle). Среди покупателей этих машин числятся армии Греции, Кувейта, Мексики, Омана, Португалии, Испании, Бангладеш и Великобритании. Некоторые страны стали самостоятельно переделывать для военных гражданские модели: например, Казахстан использует переделанные багги Can-Am.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жучок

Для чего нужны вообще армейские багги, если уже есть боевые машины пехоты, бронетранспортеры и бронированные «Хаммеры»? Или крайне успешные пикапы Toyota с установленными в кузове пулеметами? Легкие багги выигрывают у всей вышеперечисленной техники на пустынном бездорожье. К тому же они очень простые, неприхотливые, ремонтопригодные – настоящие лошади XXI века. Они не заменяют своих более тяжелых бронированных старших братьев и даже близко не подбираются к ним по тиражам. Их ниша – силы специальных операций, действующие преимущественно в пустынных или горных районах. Американцы называют манеру их применения термином hit-and-run – «ударил и убегай». Двумя словами – современная тачанка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкции современных боевых багги ведут родословную от пляжных машинок Chenowth, которая делала их из старых «жуков» Volkswagen. Отсюда и название buggy – «жучок». С автомобиля снимались все кузовные детали, устанавливалась мощная рама из стальных труб. Высокий просвет и заднее расположение двигателя идеально подходили для производства багги. Мало того, первые армейские багги также делались на основе «жука». Со временем от него остался только двигатель, но и он в конце концов исчез. Осталась компоновка – до сих пор большая часть военных багги имеет заднемоторную компоновку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алабай

У нас в стране тоже много пустынных местностей, да и в горах багги оказались довольно удобным транспортом. К тому же силы специального назначения России почти непрерывно действуют в аналогичных условиях за границей, где им бы не помешало быстрое транспортное средство с одним-двумя пулеметами и автоматическим гранатометом. И, как говорят сотрудники спецподразделений, они уже давно тестировали аналогичные машины западного производства. Главным недостатком этих машин была даже не их довольно высокая цена, а проблема с запчастями: багги используются в довольно тяжелых условиях, и часто при небольшой поломке приходилось месяцами ждать нужную деталь. К тому же вспомним про санкции. Если добавить не слишком сложную конструкцию, то возникает вопрос: почему бы не делать эти машины самим?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из инициаторов проекта стал замначальника регионального управления Росгвардии и глава Российского университета спецназа Даниил Мартынов, а за техническую сторону отвечали ребята из «Ф-МоторСпорт» из подмосковного Фрязино, имевшие обширный опыт постройки спортивных багги. За основу была взята последняя модель компании FunCruiser, которую серьезно переработали под требования военных. Впервые прототип, сделанный во Фрязино, показали на выставке «Интерполитех-2016» под названием «Алабай». Военным он понравился, и было решено развернуть сборку модели под названием «Чаборз» на территории Российского университета спецназа в Гудермесе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Чаборз»

Название «Чаборз» происходит от двух чеченских слов: «медведь» и «волк». На территории университета вовсю идут строительные работы, хотя большинство зданий уже построены, в том числе и четыре корпуса-ангара, в которых серийно производится трехместная модель «Чаборз М-3». Даниил Мартынов проводит нас по всем корпусам. В первом на стендах из труб собирают пространственные рамы и гнут кузовные панели, во втором корпусе располагаются покрасочные боксы, в третьем выполняют крупноузловую сборку, а в четвертом – окончательную доводку. В большинстве полусобранных автомобилей безошибочно угадываются трехместные М-3, но в первом ангаре чуть в стороне стоит уже собранная рама шестиместного М-6, а в последнем – полностью готовая «шестерка». Это уже более серьезная и тяжелая машина, с узлами крепления под крупнокалиберный 12,7-мм «Корд» или «Утес», а также под три 7,62-мм «Печенега». Чуть в стороне стоит М-3 в арктической окраске на полугусеничном ходу с лыжами вместо передних колес. Можно даже не спрашивать, где она провела зиму. Но сегодня для нас приготовили классические серийные «Чаборз М-3». Правда, без пулеметов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Fun Cruiser

Как ни странно, садиться в М-3 удобнее, чем во многие спортивные автомобили. Комфортные спортивные сиденья имеют регулировку по горизонтали, можно подогнать под себя. Это даже необходимо, так как в зависимости от экипировки, которая надета на бойца, меняется расстояние до руля и педалей. Нужная вещь и пятиточечные ремни безопасности: машина скоростная, гонять будем по бездорожью. Особое предупреждение пассажиру: руками за каркас не хвататься ни в коем случае, при перевороте можно лишиться пальцев. Осмат­риваюсь вокруг и жалею, что не переоделся в полевую форму: сидишь в довольно открытом кузове, а на улице мелкий дождь. Но фотограф радуется: «Без очков поезжай! Мне ты для кадра весь в грязи нужен!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водительский инструктаж простой: «На заднеприводных "жигулях" ездил? То же самое!» Действительно, моторы и коробки передач – от LADA Granta. Правда, перебранные и с замененными некоторыми шестернями, но все очень знакомо. Поворот ключа, узнаваемый звук двигателя, сцепление, передача, вперед! В первом багги за рулем сам Даниил Мартынов, показывает трассу. Даже невооруженным взглядом видно, какое удовольствие он получает от вождения. Первый круг привыкаю к заднему приводу – отвык за долгие годы, осторожничаю – пытаюсь сохранить хоть часть одежды от грязи, изу­чаю пределы проходимости. Через полчаса я похож на своих детей, когда забираю их из детского сада, – с ног до головы в грязи, но не замечаю этого, радостно отыскиваю лужи поглубже и на скорости проскакиваю их, поднимая в воздух фонтаны жижи. А повороты! На влажной дороге проходить их с заносом одно удовольствие! Первый раз спускаться с 45-градусного уклона страшновато, но потом лезешь на него, как на аттракцион, – проснулся внутренний мальчик. На десерт можно носиться по стенам недостроенного бассейна, как в цирке. Если кратко, удовольствия от вождения значительно больше, чем от езды на продвинутых внедорожниках. Даниил Мартынов говорит, что в планах выпуск гражданских версий М-3 для организации туристических багги-туров по горной Чечне. Прямо завидую этим туристам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особое, почти детское удовольствие – покататься пристегнутым на заднем сиденье. Сидишь высоко, тебя болтает из стороны в сторону, а фантазия дорисовывает в креплении перед тобой автоматический гранатомет АГС-40, который должен там стоять в штатном варианте. Чувствуешь себя прямо героем Гражданской войны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Производство «Чаборз» рассчитано на несколько десятков машин в месяц, причем номенклатура будет постепенно увеличиваться. Силы специального назначения уже начали обкатывать эти машины в разных уголках мира, и их замечания тут же учитываются – с начала производства внесены уже десятки изменений. Не знаю, насколько эти машины будут полезны в реальном бою, но служить в спецназе станет весело. Хотя и до М-3 было нескучно.