РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полугусеничные автомобили: хороший старт и скромный финиш

В начале ХХ века никто не сомневался в блестящих перспективах полугусеничной техники, но уже в пятидесятые годы она перешла в разряд экзотики, где и пребывает до сих пор.
Тэги:
Полугусеничные автомобили: хороший старт и скромный финиш

Французскоподданый шофер гаража Его Императорского Величества Адольф Кегресс немало намучился, преодолевая русские сугробы и прочие «направления», коими почему-то назывались в Российской Империи дороги. Уж на что в царском гараже были хорошие и современные по меркам тех лет машины, но и им приходилось несладко. Особенно зимой. Тогда Кегресс решил усовершенствовать некоторые автомобили, снабдив их гусеничным движителем. Поначалу его конструкция была проста, но позже инженер разработал весьма прогрессивный агрегат с опорными катками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Модернизацию» француза оценили благосклонно на самом высочайшем уровне, тем более машины из императорского гаража перестали пасовать перед сугробами и теперь уверенно их преодолевали. Вскоре началась Первая мировая война, и гусеничные движители Кегресса стали устанавливать не только на автомобили, но и на броневик «Остин», получивший имя «Остин-Кегресс». 

Вернувшись во Францию, Кегресс продолжил разрабатывать полугусеничные автомобили и создал несколько удачных экземпляров, с резинокордной гусеницей. Впрочем, на родине его машины особой популярностью не пользовались, так как, в отличие от России, во Франции дороги были относительно неплохими, и им попросту негде было реализовывать свой потенциал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ЗиС-42
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Германии на качество дорог тоже особо не жаловались, однако немцы воспылали к полугусеничным машинам неожиданной любовью. Объяснялось это очень просто – страна очень тяжело переживала позорный проигрыш в Первой мировой и готовилась к реваншу, а в перспективе и к расширению жизненного пространства на Восток. Вот почему немецкие военные инициировали разработку целой серии полугусеничных универсальных автомобилей, способных и личный состав перевозить, и пушки таскать, и выполнять любые другие задачи. Стоит отметить, что именно Германия выпустила больше всех модификаций, включая даже полугусеничные мотоциклы.

В период между мировыми войнами автомобили такого типа разрабатывали и в СССР, правда, без немецкого размаха. Эксперименты проводились с грузовиками ГАЗ-АА, ЗиС-5 и легковушками ГАЗ-М1. Но если немцы уже в конце 1930-х имели несколько серийно выпускаемых полугусеничных моделей, то в СССР только в 1942 году был запущен в серию массовый грузовик ЗиС-42. В сравнении с немецкими моделями он не стал массовым – всего был выпущен 5931 автомобиль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Полугусеничный автомобиль М2
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К началу Второй мировой американская фирма White Motor Company смогла разработать достаточно неплохой полугусеничный автомобиль М2, модификации которого выпускались до 1945 года. Машина пришлась очень кстати: всего для американской армии и для поставок по ленд-лизу было выпущено более 17 тысяч автомобилей. Причем в некоторых южноамериканских странах они служат до сих пор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главным преимуществом полугусеничных автомобилей над своими колесными собратьями была более высокая проходимость, что доказали еще первые машины Адольфа Кегресса. Уж на что был хорош столь любимый в Красной Армии ленд-лизовский Studebaker US6, но по проходимости даже он уступал ЗиС-42.

Как известно, за все приходится платить, особенно когда речь заходит о технических инновациях. Вне всякого сомнения Адольф Кегресс изобрел передовой для своего времени тип транспортного средства, но полугусеничные автомобили оказались хороши в строго определенное время и в строго определенных местах. Они неплохо проявляли себя в условиях европейского бездорожья, но как только вермахт вторгся в СССР, весь его огромный парк полугусеничных моделей оказался не готов к преодолению больших расстояний и подчас оказывался бессильным против русской распутицы. Это в полной мере относилось и к ЗиС-42, и к служившему в Красной Армии американскому М2. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гусеничный движитель изначально был не только более дорогой, чем обычные колеса, но и более технически сложный. Что немецкие, что советские инженеры бесконечно бились с целой кучей проблем: самопроизвольным сбросом гусениц, разрушением гусеничных лент, выходом из строя катков и всего движителя, особенно если между гусеницей и катками замерзала грязь, попадали камни или другие предметы. Ремонтные бригады проклинали на чем свет стоит замену элементов движителей, что не всегда удавалось сделать в фронтовых условиях качественно и вовремя. Наиболее технически совершенные агрегаты были у немцев, но и им в специфических условиях Восточного фронта приходилось несладко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая мировая война шла с максимальным напряжением экономики и, например, в СССР многие образцы техники выпускались по упрощенной технологии. Упрощалось все что можно и экономилось на всем, на чем только получалось. И если на Т-34 можно было ставить одну фару, простейшие необрезиненные металлические катки и вносить сотни изменений в конструкцию танка, то с гусеничным движителем такие фокусы не проходили. Любое упрощение вело к снижению и без того оставляющей желать лучшего надежности. Под конец войны практически всем стало ясно, что лучше иметь хороший полноприводный грузовик, чем полугусеничный. После войны в СССР так и не было принято окончательного решения о дальнейшей судьбе полугусеничных машин. В серию больше не пошел ни один автомобиль такого типа, хотя работы по их созданию велись: какое-то время испытывался полугусеничный вариант грузовика ГАЗ-51. 

В наше время полугусеничные машины в весьма небольших количествах выпускает голландская компания Veidhuizen Wagenbouw, они используются в узкоспециализированных целях. Однако крест на таких автомобилях ставить рано: в последние годы разработаны гусеничные ленты с очень хорошим ресурсом. Не исключено, что в недалеком будущем полугусеничные машины могут опять быть востребованы. Но, конечно же, не в таком масштабе как это было в середине прошлого века.

Загрузка статьи...