Пять лет с Tesla: главный редактор «Авторевю» о личной Model S

Пока весь мир только готовится проститься с ДВС, главный редактор газеты «Авторевю» уже пятый год ездит на Tesla Model S. Хотите узнать, каково жить в России с электрокаром и стоило ли менять на него Porsche 911? Ответы перед вами.

О причинах покупки

Впервые Tesla Model S оказалась в моих руках в 2013 году – и мне снесло крышу. До этого я, конечно, ездил на электромобилях, но здесь просто космос. Это было настолько сильно, что вскоре у меня появилась своя Tesla Model S P85+, самая мощная на то время версия. Еще через пару месяцев я распрощался с Porsche 911 Carrera S. Tesla мне здорово помогла тогда не свихнуться: это была очень тревожная весна 2014 года, и жизнь вдруг наполнилась новыми смыслами и новыми темами для общения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О драйверском кайфе

Porsche 911, причем практически в любой конфигурации, по-прежнему эталон. И трудно было ждать сопоставимых ощущений от вождения семиместного американского автомобиля, пусть даже с электроприводом. И вдруг – вау! Конечно, в первую очередь впечатляет бешеная разгонная динамика, но и управляемость «Теслы», спасибо «физике», отнюдь не ущербна: низкий центр тяжести, малый момент инерции вокруг вертикальной оси... В этом смысле Tesla Model S и Porsche 911 весьма похожи.

Об экономичности и зарядке

Экономичность электромобиля, по крайней мере применительно к «Тесле», это самообман, порожденный в первую очередь сравнением затрат на бензин и электроэнергию или мизерными расходами на техобслуживание: ни замены масла, ни масляных фильтров, да и тормозные колодки благодаря рекуперативному замедлению ходят втрое дольше... К тому же электромобили, как и многие гаджеты, слишком быстро теряют в цене: сейчас моей машине почти пять лет, она в отличном состоянии, но я смогу ее продать в лучшем случае за треть начальной цены. На этом фоне вся «электрическая» экономия псу под хвост.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С другой стороны, беспочвенными оказались и опасения, что, мол, слишком много времени уходит на зарядку. Действительно, если заряжать «Теслу» от обычной 220-вольтовой розетки (чаще всего я поступаю именно так), то за каждый час на привязи к розетке запас хода прирастает примерно на 12 км. Долго? Еще бы! Но штука в том, что своего личного времени я трачу меньше, чем вы на заправку топливом обычного автомобиля. Чтобы поставить на зарядку «Теслу», мне нужно полминуты – столько же, сколько вам, чтобы открыть бак и вставить пистолет, но вот дальше счет времени – в мою пользу: Tesla заряжается, а я занимаюсь своими делами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Об ограничениях

В чем гениальность решения выпускать именно большой, дорогой и мощный электромобиль, а не очередную маленькую мыльницу? Большая батарея – это запас хода, которого мне хватает на все мои более-менее регулярные маршруты. На работу, на дачу и даже на Дмитровский автополигон. По большому счету, мне наплевать на отсутствие зарядной инфраструктуры.

А поскольку Tesla Model S – игрушка весьма дорогая, то по умолчанию это предполагает, что у владельца есть доступ к розетке – и дома, и на работе, и на даче. Ему едва ли придется ломать голову над тем, как с четвертого этажа протянуть удлинитель во двор.

О рациональном подходе

Не готов обобщать, но и я, и мои знакомые тесловоды подмечали, что владение электрокаром все же меняет отношение к транспортной задаче. Сейчас я охотнее пользуюсь городским общественным транспортом, электричками, уж не говоря о велосипеде. Видимо, все равно держу в уме пусть и большой, но все же ограниченный запас хода – и выбираю рациональный (причем не менее удобный, но быстрый и при этом дешевый) способ перемещения. Если мне, например, нужно в Ярославль и раньше я бы не задумываясь прыгнул за руль, то сейчас еду только на поезде: три с четвертью часа – и я на месте, причем вполне свежий. «Транспортное» качество жизни улучшилось радикально, я гораздо больше времени принадлежу сам себе!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А зарядная инфраструктура не будет развиваться до тех пор, пока в России не появится внятная государственная политика в отношении электромобилей. Это как известный вопрос про курицу и яйцо. Пока же какие-то бессистемные импульсы. То отменят таможенные пошлины, то снова их введут, в одних регионах есть транспортный налог на электромобили, в других нет, кто-то откроет зарядную станцию, кто-то закроет...

Чиновники, как нынче водится, смотрят лишь на президента, а ему, похоже, совсем не до того – надо спасать Газпром, а потому давайте-ка лучше переходить на газомоторное топливо. Например, в основе силовой установки автомобилей проекта «Кортеж» оказался ДВС, а не электромотор. Хотя, уж коль на разработку решили отвалить гигантские бюджетные средства, разумней бы было наращивать компетенции в действительно перспективных, а не в «остаточных» технологиях. Глядишь, на наших трассах уже бы стояли станции быстрой зарядки, как в США или Европе. Да и те же чиновники мигом бы начали переходить на электротягу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О зиме и теплом салоне

Зимой электромобиль отапливается электричеством, плюс нужна энергия на прогрев самой батареи – и, конечно, запас хода падает. По моим наблюдениям, примерно на 15–20%. Но если электромобиль ночует в теплом гараже, то запас хода страдает меньше: на поддержание нужной температуры в салоне нужно гораздо меньше энергии, чем на его прогрев, скажем, с двадцати градусов мороза до двадцати градусов тепла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У моей «Теслы» сравнительно небольшой пробег – около 40 тыс. км, и никакой деградации батарей я не чувствую. Недавно на ТО проверяли работоспособность ячеек, и все они оказались в полном порядке. Хуже, что все чаще глючит мультимедийная система: за иную поездку приходится перезагружать ее раз пять, а бывает, что и ни разу за неделю.

О сервисе

В России нет авторизованного сервиса, а потому нет и гарантийного обслуживания. Но если возникают вопросы, связанные с безопасностью, то американцы тебя достанут из-под земли. На домашний адрес направляют письма, звонят, высылают запчасти. Даже приезжает человек, который контролирует все процессы. Так, например, меняли некоторые элементы передней подвески. В этом смысле Tesla – абсолютно состоявшийся, ответственный автопроизводитель. И в Москве, конечно, уже работают пусть и не официальные, но вполне квалифицированные специалисты. Потому что есть спрос.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О победе электротяги

Первые автомобили были электрическими, но плотность энергии тогдашних батарей была очень низкой. ДВС одержал победу, но, слава богу, не сокрушительную: электропривод прогрессировал быстрее, хотя точка отсчета основных потребительских качеств (например, сколько энергии ты можешь взять на борт) не шла ни в какое сравнение с ДВС и углеводородным топливом. Но примерно на рубеже ХХ и ХХI веков это соотношение достигло 1:10. Если батарея «Теслы» весит 700 кг и может обеспечить 400-сильному электромобилю запас хода в 400 км, то обычному автомобилю той же мощности и сопоставимой массы понадобится примерно 70 кг бензина. Сейчас ежегодный прогресс основных удельных качеств тяговых батарей (цена за киловатт-час перевозимой энергии и ее плотность) составляет 3–5% в год, а повышение КПД двигателя внутреннего сгорания не дотягивает и до процента. И не будем забывать про мизерные потери при доставке электроэнергии. Это выгодно во всех смыслах, включая экологический. Да, пока стоит вопрос утилизации батарей, но есть внятные признаки того, что и он будет решен. К тому же в устах наших борцов с электромобилями эта озабоченность звучит лицемерно: ежегодно в одном многоквартирном доме в мусорные ведра выбрасывается отслуживших батареек столько, что урон природе в разы больше, чем даже от не прошедшей утилизацию батареи «Теслы» после десятилетней эксплуатации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гранды против «Теслы»

Крупные автопроизводители вполне способны подвинуть «Теслу» на рынке электрокаров. И самый главный козырь – мощная, складывавшаяся десятилетиями дилерская сеть с ремонтной базой. Другое дело, что и модели потребления автомобиля меняются очень быстро – и эта скорость будет нарастать. Каршеринг, совместные бла-бла-поездки, удобный общественный транспорт, виртуальные офисы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте... Автомобиль перестает входить в число главных хотелок нынешних тинейджеров, и этот тренд не остановить. Борьба за клиента сместится с собственно продукта (ах-ах, самый мощный, самый красивый, самый доступный и пр.) на поиск и предложение новых моделей потребления, причем владение личным автомобилем будет отнюдь не обязательным. В этом смысле у «Теслы» огромное преимущество в том, что компания поселилась в Кремниевой долине, а там плотность энергии – теперь я говорю об интеллектуальной, креативной энергии – самая высокая в мире. И хотя бы в силу этого я не сильно беспокоюсь за будущее компании: она быстрее, чем кто-либо из грандов – хоть европейских, хоть американских – впитывает и воплощает новые идеи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О следующем автомобиле

Если я и буду в обозримом будущем менять «Теслу» на что-то еще, то, конечно, только на электромобиль. Хотя уверенности в том, нужен ли мне вообще личный транспорт, у меня все меньше. Странно слышать такое от автомобильного журналиста? Впрочем, я сейчас с кайфом кручу виниловые пластинки, а через пару недель поеду в Германию, чтобы с моим тамошним другом покататься на нескольких уникальных «Мустангах» из его коллекции. Хоронить ДВС, конечно, рано. А вот ставить на него в глобальной игре уже поздно.

Михаил Маркин
Михаил Маркин 22 Ноября 2018, 16:32
Ждем статью о личном золотом унитазе, друзья.
Igor-M
Igor-M 21 Ноября 2018, 22:27
Это игрушка для состоятельных господ, типа Подорожанского. А то, что он ездит в Ярославль на поезде, так старость не радость. Только тогда электромобиль будет востребован в России, когда он сможет доехать из Москвы до Санкт-Петербурга и стоить при этом будет на дороже 20 000 $.
protey
protey 20 Декабря 2018, 19:17
" Человек имеющий миллионы долларов вполне может обходиться без личной машины, знаю это на собственном опыте!!! " Реинкарнация товарища Корейко ?
Sysoev Kirill
Sysoev Kirill 21 Ноября 2018, 21:40
В чем связь между ограниченным радиусом действия вследствие отсутствия инфраструктуры и суждениями по себе?))) Насчёт может обходиться без собственного авто - да пускай, кто запрещает-то?)) Навязывать только не надо
Дмитрий Лемешкин
Дмитрий Лемешкин 21 Ноября 2018, 20:50
Прочитал все комментарии оставленные до меня походу эти "лица" судят о об авторе статьи и статье по себе!!! Абсолютно логичная и толковая статья!!! Человек имеющий миллионы долларов вполне может обходиться без личной машины, знаю это на собственном опыте!!! А насчёт чипование овец так самую главную овцу уже давно прочиповали!!! (Шлюхинессу путинессу)
Владимир Дружинин
Владимир Дружинин 21 Ноября 2018, 14:12
Если это действительно написал Михаил Подорожанский, то я удивлен.... и мне его жаль. Возраст, видимо, дает о себе знать.
Рустам Гареев
Рустам Гареев 21 Ноября 2018, 20:06
Откуда у главреда такое бабло???? Порше за миллионов 4-5 и... Не продавая его ещё 140-170 тысяч евро??? На Тесла... Задумался я . А вы???
Sysoev Kirill
Sysoev Kirill 21 Ноября 2018, 11:31
"Каршеринг, совместные бла-бла-поездки, удобный общественный транспорт, виртуальные офисы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте… Автомобиль перестает входить в число главных хотелок нынешних тинейджеров, и этот тренд не остановить." Правильно! Негоже холопам пробки создавать, личный автомобиль - как и раньше - должен быть уделом серьезных дядь и золотой молодежи! А свобода передвижения не нужна: стадо должно быть под контролем!! Ещё и ГЛОНАСС каждому в задницу вживить... Я правильно ведь уловил суть данного посыла, не так ли?))) "Сейчас я охотнее пользуюсь городским общественным транспортом, электричками, уж не говоря о велосипеде."Ну вот на велосипеде после рабочего дня из Новогиреево до, скажем, Тушино скатайтесь. Повышенный уровень сложности: не нарушать ПДД (ехать по тротуару нельзя!!!)
Рустам Гареев
Рустам Гареев 21 Ноября 2018, 20:16
Не знаю как в России, но в Европе с ее климатом все работает как часы... Никаких глюков и перегрузок системы. Похоже это попытка сделать себя ближе к обычным смертным.. ну типа " у меня глючит тоже". Ну чтоб не задумывались, откуда было взято денег чемодан на ее покупку
Sysoev Kirill
Sysoev Kirill 21 Ноября 2018, 11:30
"Это выгодно во всех смыслах"; "я смогу ее продать в лучшем случае за треть начальной цены.", "это самообман". Офигенная выгода. Для автопроизводителя. "все чаще глючит мультимедийная система" - пардон, а это уже залёт: за такую стоимость авто ее комплектующие должны обеспечивать куда большую надёжность нежели копеечный ноунейм с АлиЭкспресс.
Sysoev Kirill
Sysoev Kirill 21 Ноября 2018, 11:29
Сама концепция личного автомобиля подразумевает полную свободу передвижения. А что мы видим тут? Узконаправленность (дом-работа-дача-полигон)? Даже в Ярославль не доедет(((( "штука в том, что своего личного времени я трачу меньше, чем вы на заправку топливом обычного автомобиля." А давайте наперегонки: Вы на Тесле, а я на своей старенькой Волге, кто быстрее по маршруту Москва-Брест?)) То-то и оно, что без инфраструктуры пока "электрички" - всего лишь дорогие игрушки с ограниченным радиусом действия, какая тут победа у ДВС? Здесь поражение полное и безоговорочное!!! Посмотрим что изменится в ближайшие лет 5-10.
Sysoev Kirill
Sysoev Kirill 21 Ноября 2018, 11:28
"Странно слышать такое от автомобильного журналиста?" Действительно, странно, человек, который действительно увлечен и действительно любит автомобили, такое не напишет.
Макс Нови
Макс Нови 21 Ноября 2018, 10:39
Как все слишком радужно, нет ни одного негативного примера, даже те что приводятся (типа утилизации батареи) пытаются сгладить Очень напоминает хвалебные посты про всякие "супердевайсы", которые стоят неоправданно дорого, но их владельцы никогда не признаются в их недостатках потому что это будет признанием того что это просто покупка "дорогой игрушки", а не того что действительно нужно.