Особый путь

Что может быть общего между предельно дешевым, созданным на замену крестьянской лошадке Citroen 2CV и роскошной Ferrari Testarossa? Между фантастически успешным «Жуком» и провальным Chevrolet Corvair, оскандалившимся после выхода книги-расследования «Опасен на любой скорости»?
Особый путь

Четыре колеса, руль и... оппозитные двигатели. Сегодня в это сложно поверить, но когда-то моторы этого типа выпускали если не все, то очень многие компании, от Toyota до Alfa Romeo. С тех пор многое изменилось, и сегодня такие моторы серийно производят лишь две компании в мире. И одна из них — Subaru.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему? Давайте попробуем разобраться. Оппозитный мотор — это двигатель с четным количеством цилиндров, которые расположены в одной плоскости друг напротив друга. В известном смысле это разновидность V-образного мотора с углом развала 180 градусов. Такие моторы хороши невысоким уровнем вибраций, а еще они обеспечивают автомобилю низкий центр тяжести, что положительно сказывается на управляемости. С другой стороны, ремонтировать, да и просто обслуживать, их сложнее, чем обычные рядные агрегаты. Что важнее? Большинство автомобильных компаний в конечном случае останавливается на компромиссных, но простых и универсальных решениях. А вот Subaru — редкий случай, когда на первом месте оказывается инженерный перфекционизм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта история началась 21 октября 1965 года в отеле Tokio Hilton, где состоялась презентация небольшого седана Subaru 1000, который стал для марки исторической моделью. Во-первых, это был первый переднеприводной Subaru, а во-вторых, в движение его приводил 4-цилиндровый оппозитный двигатель. Под капотами остальных моделей стояли рядные двухтактные агрегаты объемом около 0,4 литра. А здесь — литровый мотор мощностью 55 лошадиных сил. Новый уровень!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двигатель стал первым представителем семейства EA, которое выпускали около двух десятков лет. Инженеры неустанно совершенствовали конструкцию и создавали новые версии. До 1976 года максимальный объем оппозитных двигателей Subaru увеличивался примерно на 100 кубических сантиметров в год. Попутно менялся модельный ряд компании. Двигатели EA приводили в движение настоящий локомотив продаж — модель Leone, которая выпускалась в самых разных версиях, от универсала до купе, а заодно проложила компании путь в раллийные гонки. А еще эти моторы ставили на такие интересные модели, как двухместный пикап BRAT и сногсшибательное купе Subaru XT — чего стоят хотя бы асимметричный руль и рычаг коробки передач, похожий на авиационный штурвал. Вершиной эволюции стала турбированная версия мощностью 117 лошадиных сил, однако это был, скорее, пролог к тому, что случится через десяток лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В истории автомобильных моторов Subaru есть одна интересная черта: их всегда любили энтузиасты воздухоплавания. В пример приведем легкий одноместный самолет Nihon N-70 Cygnus и амфибию Taylor Coot. В обоих случаях в дело пошли относительно маломощные моторы, развивающие не более 75 л. с., хотя в малой авиации находили применение и более объемные двигатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, шестицилиндровые моторы, которые Subaru начала выпускать в 1987 году. Первый из них представлял собой мотор EA с двумя дополнительными цилиндрами, но уже в 1991-м на замену сделали новый мотор EG33. Основой для него снова стал четырехцилиндровый двигатель, но уже новой, тогда еще не известной широкой публике серии EJ. Однако на сей раз шестицилиндровая версия появилась под капотами серийных машин раньше. Это был единственный мотор эффектнейшего купе Subaru Alcyone SVX, созданного знаменитым Джорджетто Джуджаро.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А четырехцилиндровые моторы EJ появились на два года позже, но именно они совершили настоящий переворот в истории компании. В 1989 году в ее модельном ряду появляется новый флагман — седан Legacy. Чтобы показать техническое превосходство машины над конкурентами, компания решает установить рекорд. На закрытой трассе в штате Аризона полноприводной автомобиль с турбированным мотором проехал 100 000 километров за 447 часов и 44 минуты. Средняя скорость составила внушительные 223 км/ч, иными словами, мотор постоянно работал в режиме высочайших нагрузок. Каждые два часа машины останавливались для дозаправки и замены пилота, смена покрышек происходила раз в 96 часов, то есть примерно каждые 20 000 километров. Для машин с бензиновыми моторами этот результат остается лучшим по сей день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 90-х годах заводская команда трижды подряд выигрывает кубок производителей в чемпионате мира по ралли, а дорожные автомобили Subaru отлично подкрепляют спортивный имидж марки. Вспомнить хотя бы Legacy GT-B, на которую устанавливали 280-сильный мотор с двойным турбонаддувом. Да и тяга к установке рекордов компанию не покинула: в 1993 году Legacy в кузове универсал стал самой быстрой машиной этого типа, показав на километровом участке среднюю скорость 249,9 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но по-настоящему историческое событие случилось в следующем, 1994 году, когда на свет появилось первое поколение Subaru Impreza WRX STI. Это изначально была не столько спортивная версия дорожной модели, сколько адаптированный для гражданского использования раллийный болид. Неудивительно, что на долгие годы эта машина стала символом марки Subaru, равно как и стоявшие у нее под капотом турбированные моторы EJ, сперва двухлитровые, а затем объемом 2,5 литра. Пожалуй, главная прелесть WRX STI в том, что если сложить вместе все ее особенности – оппозитные турбомоторы, уникальную систему полного привода, практичные в ежедневном использовании типы кузова и приемлемую цену, — то получится, что ничего подобного ни одна другая марка никогда и не предлагала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако время идет вперед, и в автомобильных моторах важны не только и не столько мощность или крутящий момент, сколько экономичность и безопасность для окружающей среды. Именно поэтому третье поколение оппозитных двигателей Subaru разрабатывали с чистого листа. Ревизии подвергся буквально каждый элемент. Инженеры постарались максимально облегчить детали и снизить потери на трение — и то и другое делает моторы более эффективными. С точки зрения характеристик разработчиков интересовала не столько максимальная мощность, сколько высокий крутящий момент на низких и средних оборотах — именно он нужен водителю для динамичного старта, при обгонах и маневрировании в потоке. Решением этой задачи стало увеличение хода поршня при одновременном уменьшении диаметра клапанов, доработка систем впуска и выпуска, а также более компактные камеры сгорания. Новые моторы, получившие обозначение FB, разрабатывались в первую очередь как атмосферные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как же турбонаддув и традиционные драйверские ценности? С ними тоже полный порядок, и подтверждением тому служат моторы серии FA. На заднеприводных купе BRZ можно встретить атмосферный двигатель из этого семейства, который развивает около 200 л. с. и наделен убедительной удельной отдачей. Сотня лошадиных сил с литра объема для безнаддувного мотора — это очень неплохой результат. Впрочем, и фирменные турбированные оппозиты не сошли со сцены. Так, под капотом самой мощной, 241-сильной версии Subaru Forester установлен двухлитровый агрегат FA20DIT, построенный на основе 2,5-литрового атмосферного мотора FB. Рабочий объем сократился за счет уменьшения хода поршня, и в результате получился так называемый «квадратный» мотор, у которого диаметр цилиндра равен его ходу. Такая геометрия обеспечивает достойные характеристики во всем диапазоне оборотов. Еще более мощную, 323-сильную версию этого мотора устанавливали на Subaru WRX STI S207, выпускавшуюся ограниченным тиражом и только для японского рынка. А у нас самыми быстрыми машинами марки остаются седан WRX с двухлитровым 268-сильным мотором и его старший брат WRX STI, двигатель которого развивает 300 л. с. при 2,5 литров рабочего объема.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо прочего, новые моторы Subaru обладают внушительным ресурсом для дальнейшей модернизации, который позволит им соответствовать постоянно ужесточающимся экологическим нормам, а самой марке Subaru — сохранять то качество, которое в автомобильной индустрии становится исключительной редкостью. Речь, конечно, про собственные инженерные традиции и собственный путь, свернуть с которого так легко, а вернуться — практически невозможно.