За многие годы в знаменитой гонке «24 часа Ле-Мана» стартовали сотни различных автомобилей. Некоторые из брендов, чьи машины выходили на старт, давно забыты. О них и пойдёт речь. Сегодня вспомним несколько подзабытых марок, чьи машины выступали в самой первой гонке 1923 года.

Chenard & Walcker (Франция). Марка из городка Женвилье, существовавшая с 1898 по 1946 год и проглоченная впоследствии гигантом Peugeot. На гонка «24 часа Ле-Мана» 1923 года принадлежащие заводской команде автомобили Chenard & Walcker Sport с трёхлитровым двигателем заняли 1-е и 2-е места — эта победа стала самым ярким спортивным событием в истории марки и сделала компании неплохую рекламу. Стоит заметить, что в гонке стартовал ещё и третий автомобиль — частный Chenard & Walcker Tourisme, занявший 7-е место.

В 1924 году в Ле-Мане стартовало уже шесть Chenard & Walcker, но лучшим финишем стало лишь 4-е место. В 1925-м компания последний раз выставлялась в Ле-Мане.

Bignan (Франция). Парижская компания, существовавшая с 1918 по 1931 год, успешно выступала в соревнованиях середины 1920-х, в частности, на Bignan было выиграно Ралли Монте-Карло 1924 года. Заводская команда выставила в Ле-Мане 1923 года две машины в разных конфигурациях — Bignan 11HP Desmo Sport и Bignan 11HP Commercial, оба с 2-литровым двигателем. Машины заняли 3-е и 5-е место в финальной классификации.

В 1924 году в Ле-Мане стартовали четыре Bignan, но до финиша, 10-й, добралась лишь одна машина. В 1925-м компания последний раз выставлялась в Ле-Мане.

Excelsior (Бельгия). Компания из Брюсселя, существовавшая в 1903—1932 годах. Машины были успешными, Excelsior в том числе стоял в гараже бельгийской королевской семьи. В Ле-Мане 1923 года они представляли национальную команду Бельгии. Тяжёлая модель Excelsior Albert I с огромным 5,3-литровым двигателем оказалась не слишком быстрой — две машины команды финишировали 6-й и 9-й.

Brasier (Франция). Парижская фирма, строившая автомобили с 1905 по 1930 год. Brasier специализировалась на мощных больших машинах с 6-цилиндровыми двигателями объёмом свыше 5 литров, но в Ле-Мане 1923 года стартовали три частные машины с меньшими «движками». Brasier TC4 с 4-цилиндровым движком объёмом 2,1 л финишировала 11-й, Brasier TB4 с таким же двигателем — 27-й, а Brasier VH 12HP с 2,6-литровым мотором сошла с дистанции, пройдя лишь 44 круга (победитель проехал 128).

В 1924 году в Ле-Мане стартовали два Brasier, финишировавшие 7-м и 8-м.

SARA (Франция). Фабрика микроавтомобилей с 1,1-литровыми двигателями, существовавшая всего несколько лет — с 1922 по 1930 год. Тем не менее, компания умудрилась в качестве рекламы регулярно выставлять свои малолитражки на Ле-Ман — в 1923—1929 годах. В 1923-м выступление оказалось не очень удачным — одна SARA ATS приехала к финишу последней, 30-й, вторая — сошла на 14-м круге.

В 1924-м в гонке стартовало три автомобиля SARA, до финиша добрался один — 12-м. Самым успешным было выступление 1926 года, когда лучшим финишем SARA стало 11-е место.