FSO Wars: польская попытка заменить «Жигули»

Производившийся с 1967 года Polski Fiat 125p, клон того же 125-го «Фиата», что и ВАЗ-2101, к началу 1980-х конкретно устарел. Поляки задумались о замене, но все их идеи разбились о то же, обо что нередко разбивались неплохие задумки советских инженеров. О бюрократию, нерыночную экономику и застой. Тем не менее, FSO Wars заслуживает места в истории автомобилестроения.
FSO Wars: польская попытка заменить «Жигули»

В мае 1981 года конструкторский отдел завода FSO выдвинул идею о замене классического и неизменно производящегося уже 14 лет лицензионного клона итальянского «Фиата». Оригинал, напомним, закончили производить ещё в 1972-м. В моде тогда был кузов типа хэтчбек, и именно такая машина предполагалась в качестве замены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Было три потенциальных решения. Первая и наиболее простая идея – покупка лицензии на какую-нибудь новую модель. Вторая – сотрудничество с крупной компанией (по умолчанию – Fiat) и разработка с её помощью модели специально под Польшу. Третья – самостоятельная разработка. Производство более крупной модели FSO Polonez при этом должно было продолжаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выбрали «гибрид» первого и третьего решения. Машину разрабатывали самостоятельно, но решения и узлы по лицензии закупали у различных иностранных производителей. У инженеров получился вполне приличный для своего времени пятидверный хэтчбек, удовлетворяющий американским и европейским требованиям по безопасности (на это обращали особое внимание, так как планировали экспортировать модель). Но вообще над машиной трудились не только специалисты FSO, но и, как принято, вся страна. Систему вентиляции салона, например, разработал Институт автомобильной промышленности в Варшаве, а аэродинамику испытывали в Варшавском авиационном институте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Длина колёсной базы FSO Mars – 2580 мм, масса – 780 кг. На машине стоял рядный 4-цилиндровый двигатель в двух вариантах – мощностью 54 л.с. и 61 л.с. Средний расход топлива составлял 6,5 л на 100 км. Основными конкурентами FSO Wars должны были стать Volkswagen Golf II, Opel Kadett E, Renault 11.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Официально FSO Mars представили 24 октября 1986 года – разработка велась долго, и к этому моменту идея начала потихонечку устаревать. Всего было подготовлено два опытных образца красного и кремового цвета. В 1987 году начались дорожные испытания – но уже близился конец застоя, мир и страна менялись, и со средствами на начало производства намечались проблемы. Дешевле и проще было всё-таки купить лицензию, и FSO начал переговоры с Fiat на счёт модели Uno, а позже — Tipo. Оба раунда переговоров зашли в тупик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А шёл тем временем 1989 год, и запускать устаревший Wars в производство было бы по меньшей степени глупо. В FSO приступили к спешной разработке второго поколения Wars II, но этот проект не породил ничего, кроме пары макетов в масштабе 1 к 5.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оба экземпляра FSO Wars сохранились и экспонируются в знаменитом Музее технике на Парадной площади в Варшаве. Новые модели FSO начал делать только в середине 1990-х по лицензии Daewoo. В 2011 году завод был окончательно закрыт. По сути, Wars стал последней собственной разработкой завода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ