Итальянская корпорация Fiat сегодня контролирует американскую компанию Chrysler и все её суббренды, а также собственные марки — Alfa Romeo, Maserati, Lancia, Abarth. В разное время у Fiat были и другие суббренды, ныне ликвидированные и почти забытые. Давайте вспомним о них!

Autobianchi (1955−1995). Бренд, созданный совместно Fiat, велосипедной компанией Bianchi и шинниками Pirelli. Практически все модели Autobianchi были сверхкомпактными малолитражками — по сути, это было выгодное сотрудничество для Bianchi в плане выхода на автомобильный рынок, а для Fiat — в плане создания нового направления бизнеса. С течением времени Bianchi и Pirelli вышли из доли, в 1989-м Fiat объединил все модели Autobianchi со своим более успешным брендом Lancia, а в 1995-м окончательно ликвидировал марку. На снимке — первая и одна из самых успешных моделей бренда, Autobianchi Bianchina (1957), базировавшаяся на Fiat 500.

Ceirano (1898−1923). Братьев Чейрано было четверо — Джованни Баттиста, Джованни, Эрнесто и Маттео, и каждый из них (!) основал по своей собственной автомобильной компании. Семейный бренд Ceirano изначально принадлежал старшему брату, Джованни Баттиста, и ряду сторонних инвесторов. Первой моделью компании была Ceirano Welleyes, но уже в июле 1899 года завод и все активы были проданы Джованни Аньелли, основателю компании Fiat. Именно завод «Чейрано» лёг в основу первого производства новообразованного «Фиата», а первая модель фирмы, Fiat 4 HP, базировалась на разработках Ceirano. Сам бренд сохранялся под «Фиатом» до 1923 года, когда был ликвидирован по техническим соображениям. До наших дней сохранилось 17 автомобилей Ceirano. На снимке — гоночный Ceirano Corsa 1918 года.

Zastava (1958−2008). В 1955 году компания Fiat построила в городе Крагуевац (Югославия) собственную фабрику на основе простаивавшего Военно-технического завода, до недавних пор собиравшего военные Chevrolet и Willys. В Крагуеваце начали собирать Fiat 1400, Fiat 1100 B и Fiat AP-55 Campagnola, а с 1961 года сборочное производство получило свой собственный бренд для реализации автомобилей в странах Восточной Европы. Первой моделью под этим брендом стала Zastava 1300/1500. В основном Zastava была сборкой с «переклеенным» шильдиком, но впоследствии появились и отличающиеся от базовых версий автомобили. Модель Zastava Koral даже экспортировалась в США. В 2008 года бренд был ликвидирован по экономическим соображениям, а сборочное производство переименовано в Fiat Automobili Srbija. На снимке модель Zastava 311, она же Zastava Skala (1989). Модель базировалась на Fiat 128 Sedan и стала самой долгоживущей моделью бренда, не сходя с конвейера с 1971 по 2008 год.

SCAT (1906−1932) и S.P.A. (1906−1926). В 1906 году Джованни Баттиста и Маттео Чейрано синхронно основали две компании — SCAT и S.P.A. Обе базировались в Турине и были независимыми вплоть до середины 1920-х. Но сосуществовать рядом с гигантом Fiat, уже поглотившим несколько лет назад первую компанию братьев, Ceirano, было непросто. В 1925 году Fiat купил S.P.A., а в 1929-м — и SCAT. Дальнейшая судьба брендов была различной. SCAT был ликвидирован в 1932 года, а под брендом SPA (уже без точек) Fiat стал производить коммерческую и военную технику. Последние броневики SPA. были выпущены в 1943 году. На иллюстрации — бронемашина SPA-Viberti AS.42 (1942).

Simca (1934−1979). Бренд, созданный Fiat в 1934 году для выхода на французский рынок. Вырос он из французской компании SAFAF, с 1928 года занимавшейся продажей и отвёрточной сборкой Fiat. Первым заводом Simca послужили старые цеха разорившейся французской марки Donnet. Первой продукцией бренда стали модели Fiat 508 Balillas и Fiat 518 Arditas, переименованные в Simca-Fiat 6CV Simca-Fiat 11CV. В 1951 году появилась и первая оригинальная модель бренда — Simca Aronde. Fiat контролировал Simca до 1970 года, после чего продал компанию европейскому подразделению Chrysler. В 1977-м Chrysler решил ликвидировать европейские активы и продал подразделение Peugeot, а те двумя годами позже убрали Simca с рынка. На снимке — Simca 9 Aronde Grand Large (1951).