Spohn Convertible: дизайн, который поразит вас своим уродством

Фирма немецкого дизайнера Германа Спона прославилась в 1920-1930-х, делая индивидуализированные кузова для Maybach и других люксовых марок. После войны же компания попыталась выйти на рынок под собственным брендом. И надо сказать, многие послевоенные работы Spohn попали в списки самых уродливых дизайнерских решений всех времен.

Свою славу Спон создал на волне любви к стримлайн-дизайну 1920 годов – тогда у него действительно получались красивые спортпрототипы. Стримлайны Спона демонстрировались на автосалонах и вызывали немалый интерес публики. Сам основатель фирмы умер в 1923 году, и его дело подхватили два человека – его сын Теодор Спон и управляющий компании Йозеф Айвангер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда французские войска оккупировали Баварию, компания Spohn была вынуждена подстраиваться и стала делать типовые клепаные кузова для французской военной техники. Имя Спона было забыто, бизнес захирел, и даже после того, как войска союзников ушли из Германии, мастерская Спона (переехавшая в личный гараж Йозефа Айвангера-младшего, который в свою очередь сменил отца и стал единоличным владельцем бренда) продолжила делать техническую продукцию для сельского хозяйства и так далее.

Buick Sedanette
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но где-то в начале 1950-х Айвангера разыскали другие войска – американские (они базировались в Баварии дольше французов). Кто-то из американцев наткнулся на старый журнал с фотографиями великолепного стримлайнового Maybach и задался целью найти то самое ателье. И нашел – в жалком состоянии, почти в нищете. Начиная с 1951 года к Spohn снова пошли заказы на дизайн – на этот раз от американцев, и к 1955-му мастерская восстала из пепла и снова стала известной. Проблема была в том, что Айвангер, не будучи адептом американского дизайна, переосмысливал его по-своему. Это было оригинально, но, мягко говоря, некрасиво. Хотя заказов было много, то есть людям нравилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mercury 1948
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Айвангер работал только по частным заказам, большие компании у него ничего не закзывали. Но этого хватало. Известной его работой стал уникальный редизайн Buick Sedanette по заказу некоего Николаса Стараника, Mercury 1948 года для Роберта Музелли, Oldsmobile 1950 года для Джеймса Прайса и так далее. По сути, классическое европейское кузовное ателье превратилось в не менее классического американского кастомайзера. Только почему-то базирующегося в Германии. Айвангер принимал участие в разработке, например, Gaylord Gladiator.

Spohn Palos
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем Йозеф решил поднимать и свой собственный автомобильный бренд. В 1952 году он показал первую модель, Spohn Palos, а в 1955-м представил Spohn Plastik – первый немецкий автомобиль с пластиковым кузовом. Машина была революционной в плане технической составляющей, но довольно неприятной внешне. Основой для нее послужил обычный «Фольксваген-Жук», а кузов весил всего 98 кг (!).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Spohn Plastik на шасси «Жука»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, в 1957-м Айвангер продемонстрировал миру автомобиль Spohn Convertible, который должен был стать визитной карточкой собственного бренда. Базой для машины послужил довольно старый, 1939 года, Ford, двигатель V8 Айвангер взял от Cadillac 1957 года.

Spohn Convertible (1957)

Но это было лебединой песней компании. К тому времени в США уже набрали силу собственные кастомайзеры, и заказывать работу у далеких немцев было невыгодно. А сотрудничества с немецкими компаниями у Айвангера было кот наплакал (Spohn разрабатывали кузова для спортивных Veritas, но и только). В том же 1957 года компания обанкротилась. И Spohn Convertible тоже не пошел в серию. Посмотрите на него и подумайте: ну и хорошо, что не пошел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Spohn Convertible (1957)